«Уютный секонд-хенд». Как работает воронежский экоцентр «Зеленый дом»

Екатерина Хомич / Из личного архивa

Экологический центр «Зеленый дом» открылся в Воронеже почти 2,5 года назад. За это время в проекте произошли кардинальные изменения: от смены команды до создания концепции. Руководитель экоцентра Екатерина Хомич рассказала корреспонденту vrn.aif.ru о переменах, заработке, расширении и отличительных особенностях «Зеленого дома».

   
   

«Решили остановиться на работе с вещами»

Алёна Хлевнюк, vrn.aif.ru: Екатерина, с момента открытия экоценра «Зеленый дом» прошло уже почти 2,5 года. Как сильно изменился центр за это время?

Екатерина Хомич: Изменилось практически все! Во-первых, поменялся состав команды. Во-вторых, мы решились на переезд – теперь центр находится на улице Генерала Лизюкова, 85. В-третьих, мы пересмотрели концепцию нашей работы. Изначально мы хотели охватить в маленьком помещении различные экологические сферы (пункт приема, магазин, пространство для встреч), но так мы «терялись». Поэтому решили остановиться на работе именно с вещами. Мы принимаем текстиль на переработку, забираем одежду, обувь, канцелярию на продажу за символическую стоимость. Стали также заниматься переделкой вещей, чтобы небольшое пятнышко или устаревший фасон не отправили их на свалку. Сейчас мы – уютный секонд-хенд, барахолка, просветительское пространство.

- Сколько посетителей в среднем было после открытия и сколько людей приходят в «Зеленый дом» сегодня?

- Мы, честно говоря, не ведем какой-то подсчет. Но после переезда в оживленный район к нам, конечно, стали заходить чаще. Люди приходят с разными целями: кто-то на «разведку», кто-то постоянно заглядывает присмотреть себе б/у вещь, а кто-то регулярно приносит что-то свое. Может, воронежцы и не стали более осознанными в вопросах экологического потребления, но теперь они точно знают, где можно это исправить.

Фото: Из личного архивa/ Екатерина Хомич

«У нас нет грантов и субсидий»

- В чем основное отличие вашего центра от других подобных?

- Экоцентры все еще не являются распространенной историей. В нашем городе есть филиал московского «Собиратора». А «Зеленый дом» – именно воронежский центр. Еще мы все же делаем упор на работу с текстилем. То есть, принесут нам пакет вещей, мы его весь разберем: катышки и пятна – утилизация, хороший вид – на продажу.

   
   

- А за счет каких средств сейчас существует «Зеленый дом»?

- У нас нет грантов и субсидий. Единственное, когда мы просили воронежцев помочь нам материально – перед открытием на первый месяц аренды помещения и перед недавним переездом. Наш основной заработок – деньги, вырученные с продажи вещей. Но не стоит думать, что из-за этого мы завышаем цены. Например, джинсы могут стоить и 50 рублей. Вещи можем разместить, придумав им хорошее описание, на различных интернет-площадках для продажи. Еще мы проводим платные мероприятия: гаражные распродажи, мастер-классы, курсы.

- Не грозит ли ему такая же опасность, как «Собиратору»?

- Наше помещение хоть и находится в оживленном районе с транспортной доступностью, но стоит гораздо дешевле. К тому же, у нас и сотрудников меньше. Только в этом году мы смогли себе позволить нанять второго администратора. Но свои расходы мы полностью покрываем, за центр я спокойна. Да, были трудные времена, когда сотрудники, да и я сама могли работать бесплатно. У нас все опираются на любовь и понимание, а не на чисто рабочие отношения.

- Планируете ли вы расширяться?

Сейчас мы уже сняли еще одно помещение, которое располагается выше этажом нашего центра. Там сделаем мастерскую по переделке вещей, чтобы научить посетителей шить, исправлять ошибки или переделывать одежду. Например, покажем, как из старой толстовки сделать лежанку для животных. Может, эти рукодельницы в будущем будут проводить в «Зеленом доме» и свои мастер-классы.

Воронеж и экологическое потребление

- Как думаете, воронежцы сейчас воспринимают экологические альтернативы одноразовым вещам?

- На продажу у нас всегда в наличии шоперы, многоразовые бахилы, экомешочки. Но многие жители города до сих пор относятся скептически к экологическим альтернативам – все-таки люди привыкли ко всему одноразовому. Часто слышишь, что это удобно и проще выкинуть. Да, это правда. Но те, кто думают о постоянном замусоривании окружающей среды, выбирают другой путь.

- Какие ваши мероприятия или услуги пользуются у воронежцев наибольшей популярностью?

- Люди больше сдают, чем забирают. Но стоит помнить, что в экоцентры нельзя сдавать нижнее белье и верхнюю одежду, которая уже очень потрепанная, грязная. Если вещь в пайетках и стразах, то она тоже не подойдет для дальнейшей утилизации. Также я, как организатор центра, часто провожу лекции про раздельный сбор отходов, осознанное потребление, про сами центры. Люди часто спрашивают про гаражные распродажи. Их как таковых у нас еще не было, мы только планируем. Зато мы проводили тематические свопы. Например, посвященный комнатным растениям. Еще мы звали воронежцев обмениваться книгами.

Фото: Из личного архивa/ Екатерина Хомич

- Как Воронежу стать более экологически осознанным?

- Городу по-настоящему не хватает социальной рекламы. У нас нет крупных баннеров, об этом не говорят по телевидению и радио. Лишь в редких исключениях экоактивистов приглашают в качестве эксперта. Как в пандемию везде кричали о масках, перчатках и социальной дистанции, так и сейчас нужно говорить про раздельный сбор. В Воронеже много пунктов приема, во дворах есть контейнеры для пластика – этим нужно пользоваться и на это нужно обращать внимание.