11 мая Владимир Путин сообщил россиянам, что вынужденные каникулы, наконец, завершаются. Как пережила этот период Воронежская область, насколько эффективна была самоизоляция и удалось ли найти компромисс между здоровьем населения и сохранением экономики – в материале «АиФ-Воронеж».
Без перерыва на коронавирус
Пожалуй, безработица не менее опасна для здоровья, чем коронавирус. В конце марта перед Воронежской областью, как и перед другими регионами, была поставлена непростая задача: не допустить взрывного роста числа заболевших и одновременно спасти экономику от развала. В итоге, после всеобщего недельного «сидения» с 7 апреля руководство региона официально разрешило при соблюдении санитарных норм трудиться коллективам небольших промышленных организаций, застройщикам объектов здравоохранения, жилья, предприятий цепочки жизнеобеспечения строительства и т.д. Затем ограниченно заработали и некоторые крупные заводы – ВАСО, «Рудгормаш» и прочее.
Казалось бы, даже такие ограниченные меры смогли сдержать коварную хворь: по числу выявленных заболевших у нас самая благополучная в ЦФО ситуация. Если в Воронежской области на каждые 100 тысяч населения болеют 38,5 человека, то скажем, в соседних Курской и Тамбовской областях – 132,6 и 135,3. И всё же такое сравнение вряд ли можно считать вполне объективным: Воронежская область дальше от Москвы, к тому же цифры зависят от масштабов и охвата тестирования.
Маски в копеечку
Тем не менее, образ жизни воронежцев серьёзно изменился – судя по сообщениям предпринимателей, люди стали гораздо экономнее в тратах и снижение потребительского спроса тоже подкосило экономику.
Вчера президент озвучил новые серьёзные меры поддержки бизнеса. Но многим ли они помогут? По недавним подсчётам региональной власти, в наиболее пострадавших отраслях трудятся 45 тысяч человек – всего 7% жителей региона. Всем прочим придётся спасаться самостоятельно?
Но, как всегда, кому-то трудные времена даже на руку. В их числе, например, те, кто делает большой «бизнес» на масках. В регионе ввели масочный режим – в них нужно работать, ездить в транспорте, ходить по магазинам. Где их взять? Мы прошлись по точкам из официального списка. В некоторых точках маски стоят по 35-40 и выше рублей за штуку вместо доэпидемичных двух рублей. Посчитаем: маску положено менять каждые два часа, значит, на каждый рабочий день потребуется четыре штуки. Итого масочный режим обойдётся человеку в 160 рублей в день. Хорошо, если масками обеспечит работодатель. Но заявляться с такими запросами многие даже не решатся. И так спасибо, что не уволили
Мнение эксперта
«У нас была гибридная модель самоизоляции. Бизнес-структуры, которые хотели работать, не зажимали. Судя по макроэкономическим показателям, эта модель оправдала себя, и после окончания разных этапов нынешнего безумия Воронежской области будет легче встраиваться в активную деятельность, - считает политолог Дмитрий Нечаев. - Между регионами существует незримая конкуренция. По моему прогнозу, передовые области, которые смогли адекватно ответить на вызов пандемии, - Белгородская, Калужская – будут и дальше уходить вперёд. Проблемные регионы – Смоленская, Костромская, Ивановская области – будут оставаться сзади, на них вирус подействовал гораздо сильнее. Воронежская область представляется как управляемый регион, он смог собраться и найти тот путь между Сциллой и Харибдой, о котором говорил президент. И я вижу, что в ближайшую пятилетку область будет стремиться войти в тройку лучших регионов ЦФО».