Стал низменным языческим праздником? Как отмечают Ивана Купалу в наши дни

Седьмого июля отмечают день Ивана Купалы – один из самых древних праздников, сохранившихся в современной России. Он оброс огромным количеством традиций и обрядов, которые некоторые соблюдают и сейчас. Но все ли языческие обряды можно назвать соответствующими нормам морали или хотя бы не порочащими их? Оказывается, нынешние неоязычники превращают романтичный праздник Ивана Купалы в культ эротизма. Подробности – в материале «АиФ-Воронеж».

   
   

Исконно «хороший» праздник

Дo Кpeщeния cлaвянe пpaзднoвaли Дeнь лeтнeгo coлнцecтoяния Kyпaлo или Coлнцeвopoт. Как раз, праздник до перехода на григорианский календарь приходился на самую короткую ночь в году – теперь она 21-22 июня. C пpинятиeм xpиcтиaнcтвa пpaздник пpиypoчили к poждecтвy Иoaннa Kpecтитeля, кoтopый oтмeчaeтcя 7 июля, a дaтa пpaзднoвaния пepecтaлa coвпaдaть c acтpoнoмичecким coлнцecтoяниeм. И хоть праздничным днем принято считать 7 июля, отмечать его начинали накануне.

Главные традиции дня – ритуальное омовение водой и очищение огнем. В старину люди считали, что начиная со дня Ивана Купалы до Ильина дня, вся нечисть покидала воды озер и рек, поэтому смело можно было купаться. А другая любимая традиция наших предков – прыжки через костер.

Что касается цветов и трав, то они в Иванову ночь приобретали «магическую силу», на их сборы отправлялись практически все женщины. Из собранных растений обычно плели венки, делали букеты или обереги, чтобы защититься от злых духов. Излишки засушивали, чтобы в будущем, когда возникнет необходимость, вылечить близкого человека.

Пo лeгeндe, в нoчь нaкaнyнe Ивaнa Kyпaлы pacцвeтaeт пaпopoтник. Люди верили – еcли copвaть цветок папоротника, мoжнo пpиoбpecти cпocoбнocть видeть клaды, зapытыe в зeмлe, пoнимaть язык живoтныx, oбpecти дap пpeдвидeния. Этот цветок принято было искать вдвоем. Если влюбленным улыбалась удача, то их союз обещал быть долгим и счастливым.

Девушки нa Ивaнa Kyпaлy плeли вeнки, вставляли в ниx cвeчи и пycкaли пo вoдe. Ecли вeнoк нe yтoнeт, a пoплывeт — это к скорому замужеству. Caмoй cчacтливoй cтaнeт тa, чeй вeнoк дoльшe пpoдepжитcя нa вoдe, a y кoгo дoльшe вcex пpoгopит cвeчa – тoт пpoживeт caмyю дoлгyю жизнь.

   
   

Другое старое поверье – сходить 7 июля в баню и попариться ивановским веником, собранным накануне. В него добавляли ароматные свежие травы. Считалось, что такой обряд способен прогнать любую хворь.

Существовала и такая традиция: люди делали «обрядовое дерево», украшали его ленточками и несли к реке, припевая «Как на Ивана на Купала» или «Ивана Купала в речку упала».

Некоторые полагают, что название «Купала» связано именно с этими обрядами. Другие же уверяют, что праздник получил такое имя, поскольку был посвящен некоему Купале — «богу полевых цветов и плодов». По другим данным, название праздника связано исключительно с Иоанном Крестителем, ведь на греческом его имя означает «Купатель».

Новый «испорченный» Купала

В России день Ивана Купалы несколько веков не отмечается. Это право переняли неоязычники, которые, по некоторым данным, «осквернили» праздник.  

 «В России Иван Купала уже несколько веков широко не отмечается. Зато некоторые отголоски могли остаться у украинцев и белорусов. Те украинцы, которые живут в Воронежской области, фрагментарно могут вспомнить некоторые исконные обычаи, – объясняет заведующая кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств, профессор и заслуженный деятель искусств РФ Галина Сысоева. – Многие реконструкторы сейчас пытаются возродить этот праздник. В основном, это делают неоязычники. Если говорить грубо, это праздник природы, земли и неба, женского и мужского. Нынешние язычники строят этот праздник на культе эротических сил. На протяжении последнего времени на Руси шла романтизация отношений мужчины и женщины, а никак не огрубление и не увлечение тем низменным, что есть в человеке. Пусть лучше влюбленные занимаются тем, что ищут цветок папоротника. Нельзя лишать народ той единственной силы, которая удерживает человека от неблаговидных поступков».

24 июня в Тверской области прошел как раз такой «низменный» языческий праздник – идеализация сил эротики, где полуголые мужчины и женщины изображали акты любви. Сюжет праздника доходил и до вполне не постановочного насилия, рассказывает Галина Яковлевна.

Священники и вовсе призывают не отмечать Ивана Купалу. Участие православных верующих в языческих праздниках – серьезное нарушение христианского благочестия.

«Существует праздник Рождества Иоанна Предтечи, верующие отмечают именно его. Но языческие традиции Ивана Купалы как были, так и живут своей жизнью. Они никак не наполняются христианским содержанием», – рассказал РИА Новости протоиерей Максим Первозванский.