«Сложно конкурировать с агрегаторами». Как изменился рынок такси Воронежа

pixabay.com / pixabay.com

Больше десяти лет прошло с тех пор, когда банальный вызов такси превращался в проблему. Заказать машину по телефону через таксопарк стоило дорого, а приезжала она не всегда быстро. Куда проще было выйти на дорогу, отчаянно махнуть рукой и сесть в авто к «бомбиле».

   
   

Сейчас мы все привыкли к абсолютно новой реальности ­– быстрому и удобному «цифровому такси», а сама процедура вызова машины через агрегатор стала доступной и школьнику, и пенсионеру – был бы смартфон. Агрегаторы сильно изменили рынок извоза и стимулировали развитие сильнейшей конкуренции, существовать в которой смогли не все. В проблемах городского такси попробовал разобраться «АиФ-Воронеж». 

Борьба за водителей

На днях одно из старейших такси в Воронеже, существовавшее с 2002 года, объявило о закрытии с 1 февраля. «Желтое такси» уходит с рынка из-за невозможности поддерживать конкуренцию за водителей с другими крупными информационными сервисами, об этом 11 января «Абирегу» заявил директор воронежской таксомоторной компании «Желтое такси» Сергей Костин

«Нам стало очень сложно конкурировать в борьбе за водителей. Из-за их нехватки мы просто не имеем возможности быстро предоставить автомобиль и выполнить все поступающие нам заказы», – отметил Костин.

По словам руководителя, качественные услуги, которые предоставлялись компанией: детское такси, трансфер в другие города, встреча с табличкой на вокзале – по-прежнему, востребованы в городе. Однако крупные онлайн-сервисы такси «Яндекс» и «Ситимобил» стали предоставлять те же услуги за более низкую цену, а также доплачивать водителям за дешевые километры, тем самым создав лучшие условия для их работы.

По данным Trud.com, средняя зарплата воронежского таксиста в 2020 году составила 70 тысяч рублей. Однако сами водители признаются, что часто они получают не более 30 тысяч рублей в месяц.

   
   

Качественные автомобили

В последнее время агрегаторы сильно ужесточили требования к машинам. Популярные когда-то ВАЗ и Daewoo Nexia больше не приезжают на вызов. Взамен в сегмент эконом-такси пришли дешевые иномарки и последние версии Lada. И, как показывает практика, граждане чаще предпочитают сэкономить на поездке, чем переплатить за комфорт автомобиля.

«Желтое такси» предоставляло высокий уровень качества автомобилей. Автопарк состоял из 170 машин комфорт-класса Volkswagen Polo и Skoda Rapid. За чистотой и исправностью автомобилей следила компания. Отсюда средний ценник «Желтого такси» в Воронеже был выше. Например, в час-пик поездка от площади Ленина до памятника Славы обойдется в 318 рублей, а «Яндекс» за тот же путь попросит 220 рублей. Такая разница  в цене объясняется не только классом автомобиля, но и тем, что частные водители, работающие на федеральных агрегаторов, подвозят пассажиров на собственных авто.

«С одной стороны, это сильно упрощает бизнес, – считает кандидат экономических наук Дмитрий Ломсадзе. – Компания не несет больших рисков за частные авто извозчиков. В то время как создание и последующее поддержание таксопарка требует больших инвестиций. Именно поэтому такой простой в обращении «Яндекс», в каком-то смысле, монополизировал рынок такси».

Такси будет меняться

Проблемы такси обострились во время пандемии. На самоизоляции спрос на передвижение упал, ситуация восстановилась только к декабрю 2020 года. По подсчетам аналитиков Bank of America, поездки на такси у крупнейших онлайн-агрегаторов «Яндекс.Такси» и «Ситимобил» подорожали на 50-70%.

Тем временем государство уже не первый год подбирается к полному регулированию рынка.  Законопроект был принят в первом чтении в 2018 году, и до сих пор его авторы не могут согласовать поправки со всеми заинтересованными сторонами. Ситуация такая: в Госдуме хотят оборудовать автомобили таксометрами, обязать агрегаторов платить до двух миллионов рублей в случае ДТП, ограничить время работы такси в течение суток (сейчас таксист может находиться на маршруте сколько сможет – хоть 12, хоть 18 часов). Агрегаторы выступают против практически всего – и такая дискуссия продолжается уже третий год.

Согласно исследованиям Левада-центра за 2019 год, две трети россиян регулярно пользуется такси, и ситуация с пандемией лишь временно испортила эту тенденцию. К тому же аналитики говорят, что популярность такси начала расти примерно с 2012 года, когда заработали первые агрегаторы и появились мобильные приложение. Как бы то ни было, крупные информационные сервисы существенно изменили рынок такси – по субъективному мнению, в лучшую сторону.