По воде как по рельсам. Нужен ли Воронежу речной трамвай?

Фаина Мания / АиФ
В правительстве Воронежской области 15 января заговорили о возможном появлении в Воронеже речного трамвая. Казалось бы, проект вполне реализуем - и просторы водохранилища открывают множество возможностей для перевозок пассажиров. Однако общественники отнеслись использованию катеров как общественного транспорта весьма скептически. «АиФ-Воронеж» оценивал перспективы появления нового вида транспорта в городе. 
 

Будут ходить летом и зимой?

О том, что в городской акватории могут запустить сеть речных трамваев, ранее написали «Вести Воронеж» со ссылкой на руководителя секретариата губернатора Игоря Локтева.
 
По задумке речные суда будут ходить не только летом, но и зимой и возможно это станет благодаря воздушным подушкам или электрическим двигателям. Речные трамваи планировалось использовать не только для туристов, но и как полноценный общественный транспорт, чтобы воронежцам было проще перемещаться по городу. Данный вопрос уже прорабатывают в региональном правительстве. Инициативу обсудили на совещании, посвященном разработке маршрутов, трасс следования и сети причальных сооружений.
 
Местные СМИ также сообщили, что на реализацию проекта потребуются 20 миллиардов рублей. В пресс-службе регионального правительства «АиФ-Воронеж» прокомментировали, что «пока преждевременно говорить о суммах, так как это лишь оценки проекта, который требует глубокой проработки».
 
 

Нет точек притяжения

«Достаточно успешно реализован водный транспорт в Севастополе, город пересечен бухтами, по берегам которых сосредоточены точки притяжения, и подобный транспорт востребован. Были попытки создать речной трамвай в Питере, но актуален он оказался лишь в рекреационных целях. Существует проект речного пассажирского транспорта в Москве, но даже в случае успешной реализации доля его в перевозок будет минимальна, сопоставима с парой наземных маршрутов, а расходы огромны», – комментирует воронежский гражданский активист, представитель общественного движения «Город и транспорт» Виталий Иванищев.
 
По словам общественника, в Воронеже на берегу просто нет точек притяжения, отсутствует всякая инфраструктура, маршруты наземного транспорта, пересадочные узлы. Также необходимо закупить подвижной состав и построить док, вложения здесь огромны и сопоставимы, например, с линией безрельсового магистрального транспорта – bus rapid transit (BRT). Только вот BRT способна решить транспортную проблему на отдельном направлении, а речной трамвай нет. Но это не значит, что следует полностью отказаться от идеи.
 
«Удачным могут стать туристические маршруты, например из центра в Червленый Яр с экскурсией по питомника, или в северную часть водохранилища на пляж в дни массовых мероприятий. Но в существующих условиях речной транспорт вряд ли станет общественным, а учитывая проблемы наземного транспорта, вкладывать ресурсы в речной нецелесообразно», – отмечает Виталий Иванищев.
 
 

Опыт других городов

В Москве в 2022 году планируют запустить два речных маршрута: «Фили – Киевский вокзал» и «Автозаводский мост – Печатники». Об этом написал в телеграм-канале Дептранса заммэра Москвы Максим Ликсутов:
 
«1,5 миллиона человек смогут передвигаться по Москве намного быстрее. К примеру, путь от парка «Фили» до причала «Верхние Мнёвники» на автобусе занимает 65 минут, а по воде – всего 13,5 минуты. Провозная способность каждого маршрута составит 15–16 тысяч пассажиров в день».
Сообщается, что суда будут работать исключительно от электричества и круглогодично.
 
Власти Санкт-Петербурга, напротив, решили отказаться от государственных речных трамваев в пределах города. Как уточнил председатель комитета по транспорту Кирилл Поляков изданию «Невские новости», такой вид транспорта признали невыгодным для бюджета.
 
«У этого вида транспорта есть несколько существенных недостатков. Во-первых, сезонность, во-вторых, нестабильность. Чуть сильнее ветер, выше волна — суда у причала. Человек планировать свое транспортное поведение не может. Он вынужден искать другие маршруты. Речные трамвайчики — чисто туристическая история», – сказал председатель комитета в рамках пресс-конференции.
Прогулки по рекам и каналам города на Неве планируют сохранить. Для этого чиновники готовятся развивать сеть причалов для частных перевозчиков и речного такси.
 
 

Перспективы речного транспорта в современных реалиях

Речной транспорт (правда, не городской, а междугородний) развивают в Нижнем Новгороде. Речной транспорт в регионе в 2020 году перевез более 2200 пассажиров. Количество судов «Валдай 45Р» планируется увеличить, а также – до 2023 года закупить пассажирский катамаран на электротяге, который, предположительно, будет курсировать по Волге. 
 
Нижегородский доктор исторических наук, исследователь речного транспорта Алексей Халин вспомнил времена, когда по рекам ходили советские теплоходы на подводных крыльях:
 
«В пути можно было встать с места и походить по салону, чтобы размяться, воспользоваться туалетом. За день в разных направлениях «Ракета» делала в среднем по четыре-пять рейсов, но билетов было не достать».
 
Мнение воронежских урбанистов совпадает с мнением ученого. По словам Алексея Халина, популярным пригородным транспортом суда на подводных крыльях были потому, что на Волге и Оке в ту пору существовало много больших сёл с дебаркадерами (причал – прим. ред.). «Ракета» не просто по прямой шла в Казань, а останавливалась в Кстове, Лыскове, Воротынце. Сейчас эта инфраструктура фактически утеряна. Тем не менее, даже в советские годы флот на подводных крыльях при немалом пассажиропотоке дотировался государством.
 
«Суда на подводных крыльях, с виду очень изящные и лёгкие, на самом деле сжигают тонны топлива, – продолжает Алексей Халин. – Оно с тех пор колоссально подорожало. Думаю, в наших реалиях ежедневным речным транспортом те же «Валдаи» не станут. Слишком они дороги в обслуживании. Скорее, это развлечение, а значит, в поездках должна быть и некая туристическая составляющая».
 
По словам воронежского общественника Виталия Иванищева, в Воронеже никогда не было речного трамвая в качестве городского транспорта. Но такие суда ходили по реке Воронеж в довоенные и послевоенные годы – возили пассажиров в Лиски и в Коротояк. Речные пассажирские маршруты были актуальны, пока не было налажено автобусное сообщение. Когда задача была решена, необходимость в речных транспортных маршрутах отпала.