«Отношусь к работе как к искусству». Воронежец – о создании куполов

Ангелина Оболонская / АиФ
Попасть в профессию совершенно случайно, отучиться ремеслу самому и стать одним из лучших. Не иметь художественного образования, но видеть прекрасное. И… молиться. Все это про мастера, создавшего купола для почти двухсот храмов и часовен в Воронежской области, Владимире Коротких. История обретения профессии всей жизни и твердой вере – в материале «АиФ-Воронеж».
 

«Во время служения при храме поправил здоровье»

Владимир в профессии сравнительно немного -12 лет. Для мастера по куполам срок относительно небольшой. В этом деле важна насмотренность и большая практика. Церковные купола Владимира Коротких можно увидеть во всех уголках Воронежской области, а также в самом городе. На счету мастера почти 200 работ. Говорит, что перестал вести счет после отметки в 150.
 
Мастером по созданию куполов Владимир Петрович стал достаточно поздно, когда ему было уже в районе 40 лет. До этого мужчина работал регулировщиком радиоаппаратуры на заводе «Электросигнал». После сокращения стал перебиваться случайными заработками, а в конечном итоге попал в храм. Священником наш герой не стал, но, как признается сам мужчин, никогда не рвался. Ему комфортнее оставаться в миру, но с Богом в душе.
 
Но работа нашлась. Во Владимирской церкви, которая находится в Воронеже на улице Транспортной, Владимир Петрович был разнорабочим, организатором пасхальных служб и крещений. Также состоял в отряде милосердия и помогал старушкам по хозяйству. Денег за свою работу почти не получал: церковь ему платила одеждой и едой – но и того хватало.
 
«Хвалиться не буду: если получаешь награды на земле, на небе не получишь. Хоть я и работал бесплатно, может, мне там уже что-то зачлось», – рассказал Владимир Коротких.
 
За семь лет служения при храме он поправил здоровье. До этого врачи никак не могли ему помочь.
Работа при храме шла споро - с благословления настоятеля церкви Владимира Кириллова. Когда для храма пришло время менять купола, пригласили бригаду. Священник направил нашего героя на помощь. Вскоре купола были созданы, а Владимир Петрович освоил азы нового дела. Еще через какое-то время умер настоятель церкви, приход потерял свою уникальность, душевную теплоту. Владимир Петрович проработал там еще год и ушел с бригадой.
 
Фото: АиФ/ Ангелина Оболонская

«Создаю купола во дворе дома» 

Купол представляет собой каркас, обшитый деревом или металлом, сверху на него набивается золотистая шашечка – «чешуя». Готовый купол весом порой до нескольких тонн с помощью подъемного крана устанавливается на верхушку церкви. И можно любоваться результатом! Но это в самом финале, а вот за тем, что «до», стоит большая работа.
 
Все начинается с заказа от священника. Дело в том, что архитекторы при проектировке церквей оставляют вопрос купола на вкус настоятеля. Если речь идет о восстановлении старых храмов, разрушенных во время войны или советской властью, то купол воссоздается по сохранившимся снимкам. Владимир делает эскиз, и если он утвержден, создает точный чертеж, потом просчитывает количество металла и варит каркас.
 
Все происходит в мастерской, которая находится прямо во дворе частного дома Владимира. Однако если есть заказ на купола большого диаметра, работа переносится прямо на территорию храма.
На создание одного купола уходит в среднем два месяца. Важно сказать: все, от эскиза до финальных шашечек, Владимир выполняет сам, с одним лишь помощником.
 
У Владимира нет ни чертежного, ни художественного образования. Он подбирает форму для будущего купола интуитивно, на глаз. Откуда взялся этот дар, Владимир не знает.
 
Любопытно, что до 17 века изготовление куполов вовсе не считалось ремеслом, а родом искусств.
«Каждый храм имеет свое лицо, и к этому лицу нужно подобрать купол. Он может быть вытянутым, как свеча, или коренастым, приземистым. Если храм изящный, то и купол должен подчеркнуть это. А если монументальный, значит, купол тоже должен выглядеть большим, тяжелым. Например, для храма воинской славы подбирается шлемовидный купол», – делится секретами мастер.
 
В этом деле нужно обладать тонким вкусом и уметь видеть прекрасное.
 
Трехкупольный храм у «Луча» тоже авторства Владимира Коротких. Мастер рассказывает, что строить церкви с тремя «маковками» запретил Иван Грозный. Удивительно, что в Воронеже такой сохранился.
«Я отношусь к своей работе как к искусству. Вывести все линии купола очень сложно. Нужно быть очень сосредоточенным. А в идеале молиться», – улыбается Владимир.
 
Фото: АиФ/ Ангелина Оболонская
Когда Владимир служил при храме, в его семье была непроста материальная ситуация, но жизнь тогда устраивалась благодатно. 
 
«Если пришел в храм, нужно выполнить те обряды, которые положены: исповедоваться, причащаться, молиться. Тогда ты можешь надеяться, что твои молитвы могут быть услышаны. А если ты не признаешь веры, можешь хоть лоб расшибить, но не получишь желаемого», – делится мастер.
 
А еще наш герой за свою жизнь познал одну истину: просто так к Богу никто не приходит, пока не начнутся неприятности.