Нетихая гавань. Кто и как охраняет воронежцев на воде?

Подобные рейды проходят регулярно. © / Алёна Курицына / АиФ

Спускаясь к набережной водохранилища в любой части города, сразу замечаешь несметное количество любителей водного отдыха – тут тебе и загорающие, и купальщики, и водители лодок, катамаранов, катеров.

   
   

При этом в отличие от сводок о ДТП, сообщений о происшествиях на воде практически не найти. Почему, и случаются ли они вообще, «АиФ» решил узнать у МЧС. А там сразу же предложили всё увидеть своими глазами – участвовать в патрулировании водного пространства Воронежа. Что из этого получилось – читайте в нашем репортаже.

Удивлённые туристы

Суббота, полдень. Приехав по указанному адресу, попадаю на базу Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Здесь меня встречает замруководителя территориального органа (главный госинспектор по маломерным судам) Владимир Волков и знакомит с моими сегодняшними сопровождающими – старшим инспектором по маломерным судам Константином Ишковым, инспектором Евгением Сало и помощником главного транспортного прокурора Максимом Курнаковым. Мне рассказывают, зачем мы все здесь сегодня собрались.

«В черте Воронежа из 13 тысяч зарегистрированных в ГИМС маломерных судов находится около 8 тысяч, – объясняет главный госинспектор. – Чтобы качественнее организовать надзор за маломерными судами, за обеспечением безопасности граждан на воде, мы проводим патрулирование во взаимодействии с полицией, Росгвардией, транспортной прокуратурой. Мы имеем право останавливать и досматривать маломерные суда, помещать их на штрафстоянку, отстранять судоводителя от управления, направлять его для освидетельствования в медучреждения, если есть подозрение, что он находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Помощник воронежского транспортного прокурора добавляет, что в таких патрулированиях он участвует практически каждые выходные – с воды лучше видно, что происходит на берегу, где появились новые стоянки маломерных судов или плавучие объекты, подпадающие под юрисдикцию ведомства. Также его присутствие необходимо для контроля самих инспекторов – чтобы пресекать превышение полномочий и следить, чтобы нарушители получали именно то, что заслуживают.

Инспекторы посоветовали полюбоваться кораблём не только снаружи, но и изнутри. Фото: АиФ/ Алёна Курицына

Сегодня в составе патруля сразу две команды от инспекции, одна из которых везёт меня и помощника прокурора. В пути мы должны будем встретиться с ещё двумя экипажами – Росгвардии и полиции. Начинаем свой путь недалеко от набережной возле ДК Кирова – именно здесь располагается база ГИМС. По пути мне рассказывают, где располагаются стоянки маломерных судов и сообщают, что сейчас будем двигаться в сторону воронежской достопримечательности. Так и есть: уже через пару минут начинает виднеться Гото Предестинация. Здесь останавливаем первых водителей на проверку документов.

«Я впервые в Воронеже – мне очень понравилось, уютно! Конечно, Волга раз в пять больше, чем ваша река, и ГИМС у нас Саратове есть, но я ни разу на него не натыкалась. А тут патруль, проверка документов. Следите за безопасностью. Молодцы! С удовольствием приедем ещё!» - делится впечатлениями пассажирка моторной лодки Лена.

   
   

Инспекторы предупреждают гостей города, что возле плавучего музея нужно вести себя аккуратнее и не поднимать волн, а ещё советуют посмотреть на корабль не только снаружи, но и сходить на экскурсию.

Отпускаем туристов и сразу останавливаем гидроцикл. Водитель, молодой парнишка, сразу подаёт инспектору документы. Пока Константин Владимирович их проверяет, второй инспектор уже снимает крышку с мотора – сверяет номера с указанными в документах.

«Меня проверяют уже второй раз, хотя бываю я здесь не часто. Проверки, понимаю, нужны для выявления нарушителей и нашей же безопасности», - делится со мной водитель гидроцикла Кирилл.

Без санкций и с хорошим настроением отпускаем молодого человека двигаться дальше.

Отправляемся в путь – нужно встретиться с остальной патрульной командой. Пролетаем под Чернавским мостом. Удивительное ощущение, с суши он кажется в разы меньше, чем когда нависает над тобой. В целом – картина не хуже, чем в Питере. Видим проблесковые маячки и сразу режущий слух звук сирены – нас заметили. Приближаемся к коллегам. Все в хорошем расположении духа, делимся новостям. Росгвардейцы рассказывают, что прошлись уже на несколько километров вдоль берега – там всё тихо. Мы отвечаем, что тоже пока без происшествий – и это радует.

Нарушаем?

Отплываем чуть дальше в гряду камышей, шутим, что как наземные коллеги устроили засаду в кустах. Уже через несколько минут становится понятно: не зря. Из-под моста выходит маломерное судно, а по-простому «беседка на воде». Подаём знак, останавливаем. Пока инспекторы проверяют документы, завязываю разговор с пассажиром: «Нас на свадьбу пригласили. Я из Норильска, у вас в первый раз. Патруль тоже впервые вижу – вообще класс! Я думаю, что такие проверки для безопасности. Это правильно! А вообще нас капитан проинструктировал о правилах, показал, где жилеты», – рассказывает Сергей.

Несмотря на то, что инструктаж шумной и весёлой компании был проведён, плавсредство пришлось оштрафовать и запретить ему дальнейший ход – инспекция выявила перегруз, вместо допустимых 12 человек – 18, и недокомплект спассредств. Судоводителю выбирать не приходится – пришвартовывается в ближайших камышах и вызывает на помощь лодку, чтобы забрала пассажиров, а мы движемся дальше.

Ка парку «Дельфин» часто подплывают гидроциклисты. Фото: АиФ/ Алёна Курицына

Подплываем к акватории парка «Дельфин». Здесь много отдыхающих. Недалеко от берега кружат десятки голубых крыш – катамаранов. Константин Владимирович рассказывает, что от представителей этого парка было заявление: несознательные граждане на гидроциклах заходят сюда и начинают обливать отдыхающих, всевозможные трюки показывают. Поэтому инспекторы бывают здесь при каждом патрулировании. Нарушителей порядка за заход в зону массового отдыха могут и оштрафовать на сумму от 500 до 1000 рублей. Сегодня, к счастью отдыхающих, кроме срывающегося дождика, других помех для комфортного отдыха не было.

Движемся вперёд – тут уже пошли дачи, на берегу среди деревьев виднеется множество палаток, прорывается дымок от костра, возле берега стоят лодки – люди отдыхают. Доходим до уединённой заводи – тут нас встречают поля кувшинок. Решаем караулить. И, как говорится, на ловца и зверь бежит: один за другим в четыре судна начинаем останавливать товарищей водоплавающих. Выписываем шесть нарушений, причины всё те же – перегруз и нехватка спасжилетов. Один из недобросовестных судоводителей на двенадцатиместный борт загрузил больше 20 человек. Приходится портить людям праздник во имя их же безопасности.

По ходу дальнейшего движения обнаруживаем новенькую застройку, хотя быть её здесь не должно. Чтобы убедиться в этом, зовём хозяина с документами, который рассказывает, что здесь будет стоянка плавсредств, разрешение на 50 метров воды у него есть. Инспекторы объясняют, что этого недостаточно – нужно делать регистрацию и оборудовать станцию как следует – как минимум ставить знаки. Хозяин заверяет, что на днях всё выполнит. На том и прощаемся.

Дальше проверяем излюбленные места отдыха воронежцев – плавучие дома в Чертовицком. Там нас встречают радушно – патруль здесь частый гость. Смотрим, не прибавилось ли новых объектов, сверяем регистрационные номера.

Можно спать спокойно

Тут начинают сгущаться тучи, и мы решаем двигаться потихоньку назад. Меня с палубы просят пройти в каюту. Оказывается – ой, как вовремя, уже через секунду наш катер настигает обложной ливень. Инспекторы включают проблесковые маячки, чтобы никто не налетел на нас в опустившейся мгле. Вместе с нами по обеим сторонам борта на всех порах мчатся скрыться от стихии гидроциклы, лодки и катера.
Как ГИБДД, только на воде. Фото: АиФ/ Алёна Курицына

Где-то на середине пути дождь отступает, мы замедляем ход и останавливаем выскочившего нам на встречу гидроциклиста без номерных знаков. Пока инспекторы смотрят документы, Николай – так зовут водителя, рассказывает, что только получил новенькие знаки и ещё не успел их прикрутить.

«Вожу уже три сезона, - говорит он. – Я раньше катался на мотоциклах, страшно стало и пересел на водный. На патруль попадаю практически каждые выходные, когда выхожу на воду, но я рад пообщаться. Нужно следить за порядком, лихачей-то много. Представляете, если бы на автодорогах не было ГИБДД, что творилось бы? – Вакханалия».

За нарушение он получает предупреждение и обещает исправиться.

Через несколько километров встречаем вымокших до нитки коллег – у них обычная открытая лодка, не спрячешься. Трогаемся в сторону базы, тем более что погода опять разбушевалась. На стоянке меня сразу отправляют греться и сушится. Константин Владимирович интересуется, мол, как вам, товарищ журналист, сегодняшние приключения? Улыбаясь, отвечаю, что познавательно. Ну, и на душе легко – с такой защитой любимый город может спать спокойно, ни один нарушитель не скроется от профессионального взора инспекторов.