4 ноября Воронеж вместе со всей страной встретит День народного единства. Праздник молодой – ему всего 18 лет, и пришёл он на смену советскому Дню Великой Октябрьской социалистической революции, который отмечался 7 ноября с 1918 по 1991 годы.
Полемика, принял ли народ новую дату как праздник, продолжается до сих пор. Но однозначно, что той духоподъёмности, масштаба и ликования, с которыми встречали 7 ноября, сейчас нет. Вместо демонстраций и народных гуляний – концерты и выставки по домам культуры, учебным заведениям, а то и вовсе в соцсетях – удобная ковидная наработка: сиди себе у компьютера и радуйся. В Воронеже, например, в День народного единства пройдёт единственное крупное событие – ХХХI Всероссийский фестиваль фольклорных и этнографических коллективов «На Казанскую». Но и оно посвящено, скорее, чествованию Казанской иконы Божией Матери, нежели нового праздника. К тому же проходит в Городском Дворце культуры, по билетам, какой уж тут масштаб.
Между тем, опрос «АиФ» показал, что воронежцам не хватает больших, подобных 7 ноября, праздников. Вот, какими мыслями поделились наши герои.
С верой в лучшее будущее
«Для нас, детей войны, 7 ноября – знаковый праздник, который нельзя сравнить ни с какими другими. Я с детства видела, как люди на демонстрациях шли с флагами, транспарантами. Как несли портреты нашего гения – Владимира Ильича Ленина, генералиссимуса Иосифа Виссарионовича Сталина. Это была настоящая людская река со счастливыми одухотворёнными лицами. Все шли очень нарядные – старались одеть самое лучшее, все – с хорошим настроением. Отовсюду звучала музыка, песни, у народа буквально пела душа. Люди шли с таким торжеством, с таким энтузиазмом, потому что знали - Великая Октябрьска социалистическая революция дала нам прекрасную жизнь в самой замечательной стране СССР – с бесплатным образованием, бесплатной медициной, с верой в лучшее будущее.
Когда мне доводилось бывать за границей и меня спрашивали, откуда я родом, я всегда с гордостью отвечала: из Советского Союза. И видела, с каким уважением на меня смотрели. Это огромное счастье – жить в такой сильной, такой уважаемой стране.
Красный день календаря
«Ребёнком я жил в селе Нижний Бык Воробьёвского района. Это было особенное время – голодное, холодное, но очень счастливое. Мы разбили немцев, победили в ужасной войне! И, конечно же, мы очень весело отмечали «День 7 ноября – красный день календаря».
Помню, праздник всегда проходил в клубе, председатель колхоза, партийные руководители, другое начальство сидели в президиуме, говорили торжественные речи. Потом накрывали для сельчан обеды. Готовили наваристый борщ, картошку, даже мясо бывало. И это в полуголодное, а то и голодное, как в 1946 году, время, когда люди ели траву! И мы, дети, конечно же, угощались от души и очень радовались.
А что сейчас? Не так давно я спросил у группы мальчишек-пятиклассников, кто из них знает, что за праздник такой – 7 ноября? Никто даже слова не смог сказать. Ещё раз доказали истину: не говори о каком-то событии какое-то время, и люди о нём забудут. Так и произошло. О 7 ноября сейчас не говорят, будто его и не было вовсе. А напрасно».
Для детей – событие!
«Как ждали 7 ноября дети! К этому времени все садово-огородные работы заканчивались, следующий праздник – только Новый год! А тут такое событие – торжественная демонстрация в честь 7 ноября!
В детские годы я жила в Острогожске. Мой папа был художником-оформителем, и праздник у нас начинался загодя – с подготовки плакатов и транспарантов, которые рисовал мой отец. Ещё настоящим событием было пройти среди взрослых за руку с папой перед трибунами. Помню, всегда были зрители, которые стояли на тротуарах или по краям площади и смотрели за участниками демонстрации. А те шли колоннами, каждая – от своей организации. И каждый зритель ждал проход своей колонны, где шли его родственники и знакомые».
А завтра – на работу
«К 7 ноября все готовились заранее – покупали открытки, рассылали поздравления с Днём Великой Октябрьской социалистической революции своим родственникам и друзьям. В школах проходили разные торжества, оформлялась праздничная стенгазета. Малышей принимали в октябрята как раз в эти дни, а вот пионерами дети становились в мае – ближе к Дню пионерии.
Я родилась и училась в Воронеже и хорошо помню, как 7 ноября мы шли на площадь Ленина, чтобы участвовать в демонстрации. Там нас строили в колонны – по районам города, и каждый район проходил перед трибунами тожественным маршем. Сначала – предприятия, потом организации, школы. И всё это под громкие объявления о достижениях и успехах. Люди шли с гармошками, с транспарантами, с портретами членов правительства и генсека. Повсюду звучали тожественные марши, которые перебивались весёлыми песнями под гармошку.
Помню, в эту пору в Воронеже обычно было холодно и слякотно, но это никому не портило настроения, потому что это был большой праздник. А потом начинались домашние застолья, встречи с друзьями, веселье. Сразу скажу, на 7 ноября давали всего один выходной день, часто он выпадал на середину недели, и на завтра все шли на работу. И это было нормально и правильно».