Из экономиста – в швею. Почему воронежцы меняют профессии?

 
Обычно профессию выбирают сразу после школы. Проработав по специальности, некоторые понимают, что такая жизнь их утомляет, и решают сменить сферу деятельности. Кто-то уходит на смежные должности, но находятся и такие, кто решается на радикальные изменения.
 
«АиФ-Воронеж» поговорил с жителями региона, решившимися на такие повороты в своей судьбе, и узнал, остались ли они довольны своим выбором.
 

Популярность курсов и тренингов

Служба исследований HeadHunter провела опрос среди соискателей в Воронежской облсти. Оказалось, что 13% респондентов не имеют высшего образования и не собираются его получать. Из них 52% после школы продолжили учебу в средне-специальном учреждении, остальные 38% сразу пошли работать.
 
Основным аргументом для 45% человек без диплома о высшем образовании стало сомнение в том, что он гарантирует трудоустройство. Для 44% обучение в вузе кажется пустой тратой времени – многие навыки можно получить непосредственно на рабочем месте.
 
Однако ценность образования выделили 85% опрошенных, имеющих разные дипломы. Они планируют повышать свои знания с помощью курсов, тренингов, специальной литературы. Самыми любознательными оказались специалисты ИТ-сферы (70%), воронежцы, работающие в масс-медиа и искусстве (68%), строительстве и недвижимости (61%), в маркетинге и управлении персоналом (60%).
 
 

Вечный стимул – деньги

ВЦИОМ в январе 2022 года представил результаты исследования о том, как жители страны выбирают профессию. 48% молодых людей в возрасте 18-24 лет ориентируются на собственные увлечения. Также для них важны возможность карьерного роста и престиж.
В категории 25-34 лет руководствуются личными интересами 32%. Интересно, что такое же количество респондентов, но уже в возрасте 35-44 лет, выбор профессии связывают со стечением обстоятельств – желания и увлечения играют роль уже у 19% соискателей.
Интересно, что бросали работу люди не сразу – 54% опрошенных пытались реализовать себя в той сфере, на которую учились. Наибольшая доля пришлась на тех, кто трудится в транспортной сфере – 73% и в производстве – 62%.
 
Чаще всего люди меняют профессию из-за низкой зарплаты. Аналитики выделили 45% человек, выбравших при опросе этот вариант. В 30% случаев респонденты начинали сомневаться в возможности карьерного роста. Потеряли интерес к профессии и поняли – «не мое» - 24%.Также работать не по образованию люди начинают из-за плохих условий труда. Многих компании просто не берут из-за отсутствия опыта в данной сфере.
 
Интересный опрос среди воронежцев провел в феврале 2022 года SuperJob. Горожанам задали вопрос: «Готовы ли вы заниматься нелюбимым делом с зарплатой в два раза выше, чем сейчас?».
 
Выяснилось, что бросить любое дело ради больших денег готов каждый четвертый житель Воронежа. Ради работы мечты, но с меньшим окладом, оставить нынешнюю согласны 11% опрошенных.
 
Со школьной скамьи родители и учителя твердят, что главная цель любого человека – высшее образование. Заветный диплом кажется гарантом хорошего трудоустройства и стабильности. Так ли это?
 
Статистика неумолима. По данным аналитиков hh.ru, ценность высшего образования постепенно снижается. Если в 2020 году оно требовалось в 20% вакансий, то в 2021 году – уже в 19%. Эту тенденцию нельзя назвать случайностью – в 2017 году наличие высшего образования было обязательно для 25% предложений.
 
«Безусловно, мы не перечеркиваем достоинства высшего образования - оно дает огромное количество преимуществ и здорово прокачивает навыки и мозг. Так, на примере ИТ-профессий, некоторые действительно не требуют диплома о вышке. Они — та самая дверь, через которую можно легко войти в ИТ-сферу, закалить характер и рвануть вперед. Например, среди них можно выделить позицию тестировщика и младшего сисадмина», - подчеркнули специалисты сервиса подбора сотрудников.
 
 

«О смене профессии не жалею»

Корреспондент «АиФ-Воронеж» поговорил с людьми, которые решились на смену сферы деятельности.
 
Шишова Мария, окончила ВГАУ, по образованию экономист: «Сейчас у меня школа шитья, я принимаю заказы от клиентов. Швейным делом занимаюсь уже около семи лет. Я приехала в Воронеж из маленького уральского поселка. Когда поступала в университет, выбор специальности был решением отца. Уже тогда я хотела учиться швейному делу, но в Воронеже не было возможности получить это образование на базе высшего. После института работала в рекламе, чтобы хоть как-то быть связанной с творчеством.
 
Было интересно, но ушла из компании, так как платили всего 13 500 рублей. Потом работала у своего отца бухгалтером в магазинах автозапчастей. Учиться швейному делу начала в 25 лет. Но я не жалею, что так получилось – институт воспитал мой характер, дал хороших друзей и понимание, куда идти. Мне не было страшно менять работу, но было страшно продолжать так жить. Я понимала, что разрушаюсь как личность. То, чем я занимаюсь сейчас, – мое призвание.
 
Алла Руснак, окончил ВГТУ, по образованию инженер-программист: «Пошла получать высшее образование, так как до этого училась в колледже по этой же специальности и из-за доступной стоимости в институте. В колледже было интересно, но я быстро поняла, что это не мое. Мне хотелось учиться в художественной школе, но не было финансовой возможности. Пришлось выбирать из мест на бюджете что-то наиболее близкое по духу. В итоге ушла в фотографию и хендлинг (дрессировка и показ собак на выставках). Абсолютно не жалею о своем выборе. Я работаю сейчас в тех сферах, к которым стремилась».
 
Алексей Донских, окончил ВИВТ, по образованию экономист: «Я с детства хотел быть военным. После школы пошел учиться в гражданский вуз, но с таким направлением. В последний момент принял это решение. После института была армия. Сейчас я работаю спасателем. Жалею ли, что сразу не поступил в военный вуз? Нет, в любом случае, я попал в сферу, которая мне близка».