Кассы должны использовать почти везде, и в налоговой службе обещают за этим следить. Что принесёт государству, бизнесу и потребителям цифровизация торговли? И почему предприниматели не рады новшеству? В ситуации разбирался «АиФ-Воронеж».
Ковры, компьютеры, духи
Кризис кризисом, а торговля не останавливается: сегодня в Воронежской области работают 18 рынков и 235 ярмарок – всего 23 тысячи торговых мест. В теории там должна применяться контрольно-кассовая техника, на деле предприниматели отнюдь не горят желанием её использовать.
В последнее время налоговая служба активизировала борьбу с уклонистами. А скоро правила станут ещё жёстче: 1 июля истекает отсрочка, позволявшая не применять кассы предпринимателям, которые оказывают услуги, выполняют работы или продают товары собственного производства и не используют при этом наёмный труд.
Торговать по старинке можно будет только в отдалённых хуторах и деревеньках – есть специальный перечень, куда входят примерно 900 населённых пунктов области. В стороне останутся и самозанятые – для них создано мобильное приложение «Мой бизнес». Но они, опять же, могут лишь оказывать услуги или продавать то, что произвели сами. Кроме того, от цифровизации освободят газетные киоски и ларьки с мороженым, автоцистерны с квасом и живой рыбой, ремонт обуви, развалы с сезонными овощами и т. д.
Кто же обязан применять кассы? Во-первых, те, кто торгует непродовольственными товарами на крытых рынках. Во-вторых, предприниматели, работающие на открытых площадках, но продающие непродовольственные товары определённых наименований: ковры, изделия из кожи, компьютеры, мебель, автомобили и т. д. В-третьих, все, кто торгует в магазинах, павильонах, киосках.
Наконец, в любом случае кассы обязательны для торговли подакцизным и маркируемым товаром: алкоголем, табаком, лекарствами, обувью, духами, лампами, фотовспышками…
Едва на плаву
Многие предприниматели уверены, что обязательный переход на ККТ только усложнит и без того непростое положение бизнеса.
«Рынки еле-еле держатся на плаву, – рассказывает председатель «Объединения предпринимателей» Татьяна Гончарова. – В основном все распродают то, что есть – на закупку денег нет. Заканчивают сезон и закрываются. Сейчас люди в основном тратят деньги на пропитание, ту же детскую одежду меняют через интернет и донашивают. А кассовые аппараты – дополнительная финансовая нагрузка. Есть и практические трудности. Например, многие покупатели берут примерить одежду дома. Если она не подошла, деньги приходится возвращать. Законом предусмотрено, что человек может сдать непонравившийся товар. У людей денег нет, и количество таких случаев увеличилось. А ведь если товар прошёл по чеку, нужно оформлять возврат. Можно потратить день и ничего не заработать».
И всё же в налоговой службе уверены, что применение ККТ – это удобно.
«Добросовестные предприниматели избавятся от проверок и получат новые возможности контроля и планирования собственного бизнеса: смогут следить за оборотами в режиме реального времени, – говорит начальник контрольного отдела регионального УФНС Виктор Акамсин. – Чек ККТ – это документ, защищающий права потребителя: онлайн-касса даёт возможность получить его не только в бумажном виде, но и в электронной форме. Для налоговиков ККТ – это снижение количества проверок, повышение прозрачности среды и увеличение поступлений в бюджет».
«Какая покупателю разница – бумажный чек или электронный? – не соглашается Татьяна Гончарова. – Конечно, в налоговой хотят определить доход бизнеса, объёмы продаж товаров и т. д. Но мелкие предприниматели – это капля в море. Оставили бы их в покое. Непродовольственные товары сейчас всё чаще покупают через интернет-магазины. А классическая торговля потихоньку умирает».