День ВВС в истории Воронежа. Самолёты, хранящие загадки

Кирилл Нестеров / АиФ

12 августа в России празднуется 111-я годовщина Военно-воздушных сил. По понятным причинам никаких парадов с участием военных летчиков в Воронеже не проводилось. По этому случаю «АиФ-Воронеж» напоминает читателям истории некоторых военных самолетов, ставших воронежскими легендами еще в прошлом веке.

   
   

«Миг-рецидивист»

Один из них находится на перекрестке с кольцевым движением улицы Ворошилова. В прошлом это был боевой истребитель «Миг-21», который из-за неудачного приземления получил повреждения не совместимые с дальнейшими полетами. Его пилот, к счастью, выжил.

Разбитый самолет восстановили, но за его штурвал никто так и не отважился сесть. По словам воронежского историка Игоря Маркина, крылатую машину списали, после чего знаменитые летчики-герои Великой Отечественной Иван Кожедуб и Георгий Береговой подарили его нашему аэродрому «Балтимор». Где он стоял в ангаре в качестве макета для испытания новых двигателей.

Тем временем в 1975 году правительство Воронежа решило установить в городе памятник лётчикам, защищавших небо города от люфтваффе. Идея была, но подходящего самолета не было. Решение нашлось буквально под носом – решением полковника В.Х. Калашникова из ангара «Балтимора» взяли тот самый покалеченный «Миг-21».

Взлетная полоса Колесниченко

Место для памятника было выбрано неслучайно. В годы ВОВ на этом месте как раз находилась взлетная полоса, с которой стартовал Герой Советского Союза Василий Колесниченко (в 1942 году Василий Ефремович погиб, совершив таран вражеского бомбардировщика – прим. ред.). Сзади памятника сегодня находится улица, названная в его честь. Да и само «кольцо» есть пересечение трех улиц – Ворошилова, Космонавтов и Колесниченко.

«Когда самолет устанавливали на монумент, с ним случилась повторная авария, - рассказывает Игорь Маркин. - Он «клюнул носом». Когда наши пацаны это услышали, то за семь остановок с района Пивзавода прибежали быстрее, чем чиновники из районной администрации на машинах проехали полторы остановки».

   
   

После падения ремонтировать истребитель пришлось на месте – обшивку выпрямили, кое-где заклепками пришили метал и покрасили «в цвет».

И с тех пор его не чинили

«Но то были не единственные повреждения, которые получил самолет, - продолжает историк Маркин. – Крепления одной из бутафорских ракет тоже повредилось, но его выравнивать почему-то не стали. В таком виде и стоит наш знаменитый памятник «Мигу» по сей день». Этим памятником истребителю, власти той эпохи хотели сказать, что граждане Союза выступают только за мир, но в случае необходимости, могут и «бахнуть»».

«Возможно осколок старого кафеля перед «кольцом» как раз подтверждает эту идею. Чем хороша фотография: лучи света фонарного столба расходятся во все стороны - как флаг ВВС! И справа возле столба три самолётика видны - это тоже символ!» - Маркин Фото: АиФ/ Кирилл Нестеров

 

Памятник летчикам, отстоявшим Воронеж к годы Великой отечественной войны, был официально открыт 8 мая 1976 года. Сегодня он стоит в окружении ухоженной клумбы, но пешеходного перехода к нему почему-то нет.

«Летающая крепость», как символ авиазавода

Другой известный памятник боевой авиации эпохи ВОВ стоит на левом берегу города - перед воронежским авиазаводом. Штурмовик «Ил-2», которого немцы называли «чёрной смертью», а наши – «летающим танком».

Это тоже в прошлом боевая машина, которая обрела покой и стала символом. Сам памятник был открыт 9 мая 1979 года в честь трудового подвига рабочих авиазавода, на котором он, кстати, и выпускался.

«История у этого памятника тоже непростая, - утверждает краевед Маркин. – Его достали со дна болота под селом Ракитное на Белгородчине. По историческим документам, этот самолет участвовал в Курской битве, и при выполнении разведывательного задания был сбит. Когда водолазы подняли его на сушу, то обнаружили в нем останки троих человек. Хотя конструкция самолета была рассчитана только на двоих».

Такой же «летающий танк» стоит в Самаре, куда в годы войны был эвакуирован воронежский авиазавод. Тогда Самара называлась город Куйбышев, где также с подачи воронежцев выпускали знаменитые штурмовики.

К слову говоря, в Воронеже еще много памятников военным самолетам разного времени, однако их охрана ничего не может рассказать об их моделях и истории.