Сенатор Сергей Лукин оценил ход реформы контрольно-надзорной деятельности

Сергей Лукин / Из личного архива
19 октября сенатор от Воронежской области Сергей Лукин принял участие в пленарном заседании Совета Федерации. В рамках «правительственного часа» парламентарии обсудили результаты работы по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. С докладом выступил заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Григоренко.
 
Вице-премьер проинформировал сенаторов о том, как реализуются цели реформы контрольно-надзорной деятельности.
 
Два федеральных закона, которые можно назвать базовыми для осуществления реформы, вступили в действие около года назад. Это получивший широкую известность Закон о «регуляторной гильотине», устраняющий значительное количество избыточных и устаревших норм, а также Закон о государственном контроле, согласно которому начал применяться риск-ориентированный подход и досудебное обжалование контрольно-надзорной деятельности.
 
По мнению Сергея Лукина, внедрение новой модели контроля уже позволило заметно снизить административную нагрузку на бизнес.
 
В частности, появился единый стандарт процедур проверки, а количество видов контроля сократилось, как сообщил Дмитрий Григоренко, с 250 до 140. 
 
Сергей Лукин подчеркнул, что Воронежская область активно участвует в проведении реформы контрольно-надзорной деятельности. Не случайно именно в Воронеже в апреле текущего года Совет Федерации провел выездное совещание профильного комитета, в ходе которого был рассмотрен позитивный региональный опыт.
 
Действенной временной мерой снижения административной нагрузки на бизнес, по мнению Сергея Лукина, стал введенный Правительством РФ в марте 2022 запрет до конца года на проведение плановых контрольно-надзорных мероприятий и ограничения на проведение внеплановых проверок.
 
Сенатор сообщил, что Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2022 года № 1743 мораторий плановых контрольно-надзорных мероприятий продлен на 2023 год. 
 
Из текста документа следует, что в 2023 году не будут проводиться плановые проверки в отношении предприятий и организаций, деятельность которых не отнесена к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.
 
Постановление дает возможность представителям бизнеса, в отношении которых планируется проверка, обратиться в контрольный орган с просьбой о проведении профилактического визита. Главное его отличие от проверок в том, что по результатам такого мероприятия даются рекомендации по устранению нарушений, но не предусмотрены штрафы и другие меры наказания. 
 
Эта практика активно используется в текущем году в условиях моратория на плановые и внеплановые проверки. Так, в Воронежской области в рамках моратория на проверки на текущий момент проведено 1201 контрольное мероприятие и 8335 профилактических.
 
«В проводимую реформу контрольной деятельности заложена идея приоритета профилактики перед надзорными мероприятиями. При этом акцентируется внимание на том, что именно профилактика должна стать ключевым инструментом взаимодействия контролирующих органов с бизнесом, поскольку основной целью контроля является не наказание, а предотвращение нарушений обязательных требований», - заявил Сергей Лукин.