С 1 марта 2022 российским вузам достаточно будет один раз получить свидетельство об аккредитации – до сих пор процедура повторялась каждые шесть лет. Очевидно, что это избавит от многих проблем не только руководство и преподавателей, но и студентов. Но не приведёт ли решение к ещё большему росту бюрократической отчётности, накрывающей работников образования, как цунами? Сопредседатель ОНФ, руководитель образовательного центра «Сириус», член партии «Единая Россия» Елена Шмелёва коснулась этой темы на стратегической сессии в Челябинске.
Жертвы формальностей
До сих пор регулярная аккредитация висела над воронежскими вузами дамокловым мечом – выбирая университет, ни один студент не мог быть уверен, что окончит именно его.
Примеров в новейшей истории предостаточно. Так, в конце 2015 года в Воронеже права готовить специалистов по некоторым направлениям лишились технический и лесотехнический университеты, в начале 2016-го – коммерческий экономико-правовой институт.
Когда в 2017 году та же беда постигла старейший вуз Воронежской области - аграрный университет, – почти тысяча студентов повисла между небом и землёй в самый разгар учёбы и осеннего призыва: многие парни узнавали о произошедшем, получив повестку из военкомата.
Если коммерческие студенты могли за ту же цену продолжить учиться в другом вузе Воронежа, то бюджетникам предложили переезд в Орёл, Белгород и Краснодар – туда, где есть другие аграрные университеты. Многие предпочли сменить специальность.
Не удивительно, что подготовка к очередной аккредитации для сотрудников того или иного факультета означает сильнейший стресс, бессонные ночи и горы документов. Но даже тщательная подготовка – отнюдь не гарантия справедливого решения.
«В ряде случаев мерилом соответствия федеральной государственной образовательной программе являются очень субъективные вещи, - считает Елена Шмелёва. - Например, на титульном листе программы было указано «основная образовательная программа» вместо «основная профессиональная образовательная программа». Это признавалось нарушением ФГОС».
Возможно ли разработать адекватные показатели, которые будут объективно отражать качество образования? Очевидно, что заняться этим должны не только чиновники, но и сами сотрудники вузов.
Елена Шмелёва призвала включиться в работу всех, кто имеет отношение к профессиональному образованию – ОНФ и партия «Единая Россия» готовы собирать предложения. При этом, по её словам, особенно важно, чтобы сбор показателей не был связан с заполнением форм, умножая бюрократизацию, а автоматически генерировался из мониторингов вузов. Это снимет лишнюю нагрузку с преподавателей и позволит им больше времени уделять своим прямым обязанностям.
Погребённые под отчётами
Между тем в последние годы девятый вал отчётности только нарастал. Многие преподаватели вузов и школьные учителя признаются, что вовсе перестали читать книги, ходить в музеи и библиотеки – почти всё время вне аудитории уходит на заполнение документов. Разумеется, это не может не сказываться на качестве знаний учеников и студентов.
О проблеме говорят давно, но, по словам педагогов, изменений к лучшему не наблюдается. Вместо того, чтобы избавить учителей от бумажной работы, её решили нормировать: в конце прошлого года оставили «всего» девять обязательных документов:
- рабочую программу, включая содержание курсов и предметов, а также тематическое планирование;
- программу работы с отстающими учениками;
- рабочую программу внеурочных занятий;
- план работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учёте;
- план воспитательной работы (для классного руководителя);
- журнал успеваемости;
- журнал группы продлённого дня;
- личные дела учеников;
- программы коррекционной работы.
Это конец? Не совсем: за дополнительную плату учителя можно загрузить и другими документами, если он даст на это письменное согласие. Нужно ли объяснять, что в реальной жизни получить такое согласие начальство может без особых усилий? С доплатами, наверняка, тоже не всё так просто.
В вузах ситуация не лучше.
«Часто информация просто избыточна: должны быть опубликованы места практики - а это несколько сотен договоров с предприятиями, - полный перечень образовательных модулей и т.д., - привела примеры сопредседатель ОНФ. - Всё это нужно собрать и опубликовать на сайте. Зачем? Этим загружают педагогов, которые должны заниматься со студентами и школьниками. Мы будем выступать за то, чтобы выводы о качестве образования делали не на основании этих формальных требований».
Добро пожаловать в кампус!
Конечно, качественное образование – это не только эффективные программы и талантливые преподаватели. Это и условия, в которых получает знания молодёжь. И здесь, кажется, уже начались изменения к лучшему.
9 августа премьер Михаил Мишустин сообщил, что в России будет создана сеть университетских кампусов мирового уровня: за четыре года на это планируется потратить 36 млрд рублей. На сегодня подано 30 заявок, три проекта начнут воплощаться уже в ближайшее время. Всего планируется построить не менее 30 кампусов, где смогут разместиться более 150 тысяч человек.
По мнению Елены Шмелёвой, это даст синергетический эффект и приведёт к качественному скачку в развитии образования всех уровней.
«Яркий пример – проект современного и прекрасно оборудованного межуниверситетского кампуса на базе двух вузов в Челябинске, - отметила она. - Это приведёт в регион большое количество иностранных студентов. Необходимо привлекать частные инвестиции: самостоятельная реализация такого проекта зачастую не по силам вузам с финансовой точки зрения. Инфраструктурные лаборатории как центры коллективного пользования – это основа развития».