Партийная приемная дала разъяснения по защите прав при интернет-покупках

Вместе с распространением доступности интернета интернет-торговля становится все более популярной. А в условиях распространения коронавирусной инфекции интернет-магазины отвечают требованиям безопасной покупки с медицинской точки зрения.

   
   

Однако, с точки зрения обеспечения прав потребителя при совершении интернет-покупки не всегда соблюдаются требования закона. Юристы региональной общественной приемной «Единой России» подготовили консультацию по следующему вопросу: «Как защитить своё право при совершении покупки через интернет?»

Дистанционная продажа представляет собой заключение договора на основе описания товара на интернет-странице, каталоге, буклете, в телевизионной трансляции, по радио или иным способом, который исключает непосредственное ознакомление с товаром или его образцом.

Права потребителя, избравшего дистанционный способ приобретения заинтересовавшего его товара, защищены ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей». Закон позволяет потребителю отказаться от качественного товара не только до его передачи, но и после того, как товар уже получен — на это законодательство предоставляет срок до семи дней с момента получения. При этом причины возврата законом не устанавливаются, то есть они могут быть любыми. Установленный законодательством РФ срок продлевается до трех месяцев, если при передаче товара сведения о процедуре и сроках его возврата не были доведены до покупателя в письменной форме. Возврат качественного товара осуществляется, если в неизменном виде сохраняются: товарный вид; потребительские свойства; документ, свидетельствующий о приобретении товара и о сопутствующих условиях сделки (кассовый, товарный чеки, квитанция). Если указанный документ отсутствует, независимо от причин, потребитель имеет право приводить иные имеющиеся у него доказательства покупки товара у конкретного продавца.

В соответствии со ст. 18 Закона покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом в отношении технически сложных товаров (смартфоны, наручные часы, бытовая техника и др.) эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков. Кроме того, покупатель вместо предъявления перечисленных требований, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками. В случае если возврат суммы, уплаченной потребителем в соответствии с договором, осуществляется неодновременно с возвратом товара, указанная сумма возвращается потребителю одним из следующих способов: наличными денежными средствами по месту нахождения продавца; почтовым переводом; путем перечисления соответствующей суммы на банковский или иной счет покупателя, указанный покупателем. Расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной потребителем в соответствии с договором, несет продавец.

В адрес продавца покупатель направляет претензию, в которой он сообщает о своих требованиях и информирует о вынужденной мере обращения в суд, в случае отказа.

   
   

В случае если продавец не хочет принимать предмет обратно и при этом нет нарушений со стороны законодательной базы, потребитель вправе написать жалобу в Федеральную службу Роспотребнадзора, в полномочия которой входит надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе: федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей и федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров.