Современные решения. Как устроен высококлассный «умный» дом в Воронеже

В 2022 году рабочая группа российских застройщиков и IT-специалистов закончила разработку методологии присвоения классов умного дома многоквартирным новостройкам. Это стало шагом к созданию рейтинга цифровизации строящихся и вводимых в эксплуатацию жилых домов в России. 
 
Ряду жилых комплексов Воронежской области присвоили соответствующие классы. Самый высокий на настоящее время класс «С» получил жилой комплекс Z-town на улице Добролюбова от девелопера «Новый код»*.
 
Руководитель управляющей организации Smile Дмитрий Батищев рассказал, что кроется за современными трендами и как устроен высококлассный «умный» дом.
 

«Мы возьмём на себя передачу показаний счетчиков»

–  Дмитрий, на ваш взгляд, цифровизация – это дань моде или процесс, который имеет практическую плоскость применения?
 
Дмитрий Батищев:
Сейчас тот, кто не задумывается сейчас о внедрении современных IT-решений, рискует отстать от рынка. Это уже не дань моде, а серьёзная оптимизация финансовых и трудовых затрат. Дом с цифровой начинкой будет более конкурентным, чем аналог. Кроме того, он проще в эксплуатации. Его эксплуатация будет проще, чем у домов, не имеющих современных технологичных решений.
 
– Какие именно инновации способны кардинально изменить жизнь будущих собственников квартир в умных домах?
 
– В основе всех диджитал-решений лежит использование технологий информационного моделирования (ТИМ) и интернета вещей. На практике это подразумевает проектирование, строительство и эксплуатацию объекта с использованием одной информационной системы. При этом у всех участников процесса будет доступ к исходным данным и необходимым сведениям. У нас будет информация о том, кто, зачем и что запроектировал, когда установил, провёл техническое обслуживания или сделал ремонт. Это похоже на медицинскую карточку пациента, только кроме истории болезни есть исходный код ДНК и набор рекомендаций по здоровому образу жизни. 
 
– Расскажите подробнее об интернете вещей.
 
– Применительно к Z-town это значит, что каждый прибор, устройство или инженерная система будет на контроле сервисных специалистов. Изначально мы полагали, что для оптимальной эксплуатации инженерной инфраструктуры и взаимодействия с собственниками следует построить единую цифровую платформу. Она включает в себя систему управления комплексом, мобильное приложение жителя, мобильное приложение для исполнителя, CRM систему и собственный расчётный центр.
 
 – А что из себя представляет система  управления ЖК?
 
– Прежде всего это система диспетчеризации всего оборудования. При эксплуатации все параметры работы инженерных систем будут контролироваться в режиме онлайн. Будь то работа насосного оборудования или котельной, лифтов или шлагбаумов, системы пожарной сигнализации и прочего. 
 
Все квартиры мы планируем оснастить счётчиками с дистанционной передачей данных. Вода, электричество или тепло, всё будет считаться в автоматическом режиме. Не нужно помнить про передачу показаний и бояться ошибиться. 
 

Умные видеодомофоны и панорамные камеры

– Как умные устройства будут помогать в обеспечении безопасности комплекса?
 
– Сейчас уже никого не удивишь шлагбаумами с пультами, но мы заложили в эту систему интеллектуальную составляющую. Въезд и выезд машин будет осуществляться в том числе на основе считывания номеров автомобилей. При подъезде номер автомобиля будет считываться камерой и сверяться с базой данных. Автомобили спецслужб будут автоматически распознаваться и беспрепятственно проезжать. При этом сохранится возможность открыть шлагбаум или ворота при помощи традиционного брелока, телефонного звонка или кнопки в мобильном приложении. При этом учёт фиксации передвижения всех автомобилей будет вестись постоянно. 
 
– А как быть, если ждешь гостей?
 
– Можно дистанционно предоставить доступ, но в случае, если вы можете не быть на связи, поможет сервис заказа разовых пропусков. В мобильном приложении указываете номер авто и предоставляете возможность проезда. При помощи данного сервиса вы можете не беспокоиться за своих посетителей.
 
Умные видеодомофоны смогут, в случае согласия пользователя, считывать биометрию и обеспечивать беспрепятственный доступ на территорию комплекса или в подъезд. Будет реализован бесконтактный проход по наличию у гостя Bluetooth-метки, которая определится на подходе к домофону и разблокирует двери.
 
– Расскажите о других составляющих безопасности.
 
– Следующая составляющая – это видеонаблюдение. Мы решили добавить машинное зрение и запроектировали систему с видеоаналитикой. Система определяет наличие в кадре дыма, драки, забытых вещей, оружия, упавшего человека и прочего. В этом случае будет подаваться сигнал о тревожном событии. 
 
Кстати, видеонаблюдение будет охватывать не только двор, но и колясочную, прачечную, фитнес-пространства, коворкинг, игровую детскую комнату, а также лифтовые кабины со всеми этажными холлами. Кроме того, панорамные камеры с высоким разрешением будут охватывать весь двор с подкровельного пространства.
 

Все сервисы – в одном приложении

– Что необычного в вашем мобильном приложении для жителей?
 
–  Это, как сейчас принято говорить, единое мобильное приложение, или  SuperApp. При написании софта наша задача состояла в том, чтобы объединить в одном приложении все сервисы, которые традиционно  включаются в разные программы производителями оборудования. Для этого в качестве интегратора программного обеспечения мы выбрали фирму Ujin и сервис Doma.Ai. 
 
– Расскажите об их функционале.
 
 – Функций много. Перечислю основные: сервис подачи заявок в управляющую организацию с возможностью отслеживания исполнения и оценки полученного сервиса; новости управляющей компании и push-уведомления об авариях и плановых отключениях; оплата счетов за ЖКУ и платные сервисы сторонних организаций;   маркет-плейс товаров и услуг;  сервис бесконтактного прохода и проезда; дистанционное управление шлагбаумом/воротами/калитками; заказ гостевых пропусков; видеонаблюдение с аналитикой установленных сценариев;
видеодомофония с возможностью доступа по face id /BLE.
 
– А что относительно контроля и учёта всех энергоресурсов?
 
– В список также входит автоматическая система контроля и учёта всех энергоресурсов с онлайн-показаниями приборов учёта и  доступом к архиву. Также речь идёт о контроле протечек с автоматическим перекрытием вводных кранов, управлении освещением и питанием розеток, настройке климата, контроле безопасности, уведомлениях при проникновении в квартиру. Также предусмотрен чат собственников.
 
– И есть ещё приложение?
 
– Да, для сервис-мастеров, которые исполняют заявки. Заявки сотрудниками принимаются в режиме онлайн, а время обработки заявок сокращается. Происходит мгновенная отчётность и оценка работы.
 
–  Жителям придётся научиться всем этим пользоваться. Это сложно?
 
– Резидентам ЖК Z-town вместе с ключами от квартиры будет выдаваться QR-код для установки мобильного приложения с аккаунтом доступа, а также линки для присоединения к нашим соцсетям и сайту. Обучающий видеоролик поможет в освоении приложения.
 
Все будущие жители уже сейчас общаются  с менеджерами управляющей организации в созданном telegram-чате. Получить информацию о ЖК, сервисе, разъяснения и ответы на вопросы лучше сейчас.
 
Особое место в работе УО «Смайл» занимает организация общения в мессенджерах и соцсетях, zoom-конференциях. Мы заботимся о репутации. Оценка качества работы управляющей организации происходит как на этапе закрытия заявок, так и в плановом режиме, когда мы измеряем и следим за динамикой NPS (метрика лояльности потребителей). Следим за отзывами в различных системах. Кстати, управляющая организация ЖКХ из ГК «Крайс», откуда вышел основной состав менеджмента, обладает наивысшим рейтингом на рынке ЖКХ города, согласно метрике Яндекс.Отзывы.
 

Фитнес-залы, прачечная и душевые для собак

– Расскажите, пожалуйста, о ноу-хау «отельного сервиса».
 
–  Для создания сервиса, отличного от среднестатистического, нужно сформировать пакет услуг, который обычно не входит в перечень обязательных. Если управляющая организация создаст extra-service и сможет реализовать его на высоком уровне, есть шанс, что девелопер получит солидные репутационные преференции. Поэтому, создавая собственную управляющую организацию, мы делали акцент как на высоком клиентском сервисе, так и на перечне дополнительных услуг.
 
В частности, мы планируем проводить ежедневную влажную уборку с применением специальных уборочных машин. Команда озеленителя позаботится о газонах, в этом им поможет автоматический полив. Собственникам квартир не нужно думать, сколько будет стоить ремонт смесителя. Мы включили ряд мелких работ в бесплатный перечень наших услуг.
 
Будет организован консьерж-сервис, сотрудники которого встретят гостей или примут посылку из интернет-магазина. Во всех квартирах будет проведён интернет, включённый в тариф. Жители будут иметь возможность вызвать сотрудников охраны через интерфейс мобильного приложения или по телефону.
 
 – Очень интересно! А предусмотрены ли другие сервисы?
 
– Разумеется. Вот их список: прачечная и гладильная; детская и подростковая игровые комнаты с аниматорами; фитнес-залы; коворкинг-зона с панорамными окнами на 21 этаже; душевые для собак на первых этажах; услуги постамата; колясочные; бесплатный прокат самокатов и велосипедов; автомойка.
 
– Звучит впечатляюще! А реализация каких проектов значится в планах?
 
– Установка солнечных электростанций для покрытия потребностей освещения мест общего пользования и организация контейнерной площадки с разделением мусора на более чем 10 фракций. Мы будем рады создать комьюнити единомышленников!
 
* По данным ЕРЗ.
 
 Проектная декларация на сайте наш.дом.рф ООО Специализированный застройщик "Новый Код".
 
 
 
Реклама