«Мне хочется, чтобы моего сказочного героя ждали не из-за подарков, а чтобы с ним пообщаться», — говорит актёр Воронежского государственного театра кукол Владислав Ефанов, который уже 17 лет играет Деда Мороза.
Накануне Нового года он рассказал «АиФ» о вере в знаменитого персонажа, ценности общения и впечатлениях на всю жизнь.
Дать всем «пятюню»
— Владислав, вы помните как впервые стали Дедом Морозом? Как перевоплотились в него?
Кстати, активная деятельность Деда Мороза продолжается до конца января. В этот период хочется создавать настроение. Накануне я будто открываю дверь с историями, это автоматически меня включает, настраивает. Так я вхожу в состояние праздника, превращаюсь в своего героя. Когда прихожу на ёлку, каждый раз здороваюсь практически со всеми детьми — даю «пятюню». Ребёнок понимает, что это праздник не только для всех, а лично для него. С ним же Дед Мороз поздоровался! Считаю, что это очень важно. Можно забыть, какой был костюм, год, но ощущение праздника запомнится на всю жизнь. Это рожает эмоции, правильные ориентиры. Мне хочется, чтобы дети ориентировались на добро и становились лучше.
В наше время всё было гораздо проще: листья сорвали — вот тебе и деньги, нарисовали палками на земле — вот картина... Тогда не было такого информационного шума. А сейчас гораздо легче сбиться с пути.
«Похоже, он настоящий!»
— Каким должен быть настоящий новогодний Волшебник?
— Дед Мороз должен быть справедливым. Тогда к нему будет больше доверия, уважения. Он может пожурить, мол, «если будешь баловаться, превращу в снежинку и на ёлку повешу». Но в основе он добрый и хороший. Многие связывают Дед Мороза с персонажем, который приносит подарки, но мне хочется, чтобы мой Дед Мороз воспринимался как Волшебник, от прихода которого становится хорошо. Чтобы его ждали, так как хочется с ним пообщаться.
Превращаясь в Деда Мороза и стараясь потухший взгляд превратить в светящийся, я пришёл к мысли, что каждый человек, особенно взрослый, как калейдоскоп. В нём остаются осколки от детства — важно не потерять этот внутренней свет, собрать их и превратить в очень красивые рисунки. Каждый раз они разные. Мне кажется, персонаж Дед Мороз как раз собирает калейдоскопы — создаёт праздник.
— Все ли дети верят в Деда Мороза? И что приходится делать, если этой веры нет?
— Большинство детей верят в Деда Мороза. Борода у меня на резинке, при этом я ещё и пришил её. И если дёрнуть, она не сорвётся. А такие смельчаки всегда встречаются, даже среди взрослых. При этом я ещё подыгрываю: «Ой, ой, ой!» Некоторые дети, даже если не дёргают за бороду, утверждают, мол, нет, не настоящий. Приходится применять фокусы. Даю апельсин — и он пропал. А что за ухом? — Монетка! «Волшебство, — думает ребёнок. — Похоже, он настоящий!»
Конечно, помогает убедить и внутренняя уверенность: когда транслируешь то, во что веришь, дети тоже начинают тебе верить, ведь ты искренен. Кроме того, у меня, шуба, шапка, рукавицы, длинные сапоги выполнены в одном стиле. Часто на представлении снимаю шапку, шубу. Для многих это нонсенс, когда Дед Мороз снимает такой-то элемент. Даже взрослые начинают внимательно смотреть, а что же дальше? А это уже интерактив! Рубаха, штаны и пояс тоже расшиты вензелями.
Также я наношу небольшой розово-белый грим, прорисовываю мимические морщины. Когда близко подходишь к детям, они начинают тебя разглядывать. Часто могу услышать реплику удивлённого ребёнка: «Мама, смотри, у дедушки ресницы замёрзли!»
Насмотренности у детей сейчас, конечно, гораздо больше. Но ребёнок будет удивляться не специально придуманным, а искренним моментам. Сейчас много всего напускного, мол, давайте снимать рилсы (короткие видео — Ред.), мы притворимся, что нам весело. А отсняли и — всё. Дети смотрят на это и думают, что это норма поведения, а настоящее человеческое общение — оно другое.
— А вы сами-то в детстве верили в Деда Мороза?
— Я и сейчас верю. Вот, воспоминаю: у меня не было периода, когда бы я считал, что Деда Мороза не существует. Хотя однажды произошло разоблачение — увидел брюки под шубой Дедушки, но смирился. Взрослые должны бороться за то, чтобы сохранить этого ребёнка в себе. Это — восприятие радости, открытости, ощущения праздника.
— А какова роль Снегурочки?
- Бывают моменты, когда ты начинаешь общаться с одним ребёнком, а другие тоже хотят пообщаться и тебя облепливают. Шубу начинают тянуть во все стороны — буквально разбирают. Снегурочка вежливо и тактично должна направить ребёнка к маме и папе, плюс она берёт на себя часть массовых мероприятий. Есть время передохнуть. Но по-настоящему я понимаю, что устал, только когда прихожу в гримерку и выжимаю футболку от пота. Потрудился!
Однажды 24 декабря на репетиции я подвернул ногу и надорвал сухожилия. Перебинтовал, кое-как натянул сапог. Мне предлагали операцию, но восстанавливаться пришлось бы до февраля. А играть-то надо — самый «сенокос». И заметил, что когда на представлении я бегал-прыгал с детьми, о боли не думал. Только в гримерке перебинтовывал опухшую ногу. Ощущения яркого праздника отвлекали от мыслей о боли.
Впечатления на всю жизнь
— За вашу солидную карьеру Деда Мороза наверняка происходили какие-то забавные истории. Сможете рассказать, что вам запомнилось?
— Как-то поздравлял ребёнка с аутизмом. Он счастлив в семье, но на контакт выходит с трудом. И со мной закрылся. Я понял, что программа для других ребят здесь не сработает. Рассмотрел его комнату и увидел в углу гараж для паровозов. «А ты мне покажешь паровозы?» — спросил я. И это был ключ! Я к тому, что нужно испытывать к ребёнку искренний интерес, стремиться к общению с ним. Он и паровозы с удовольствием показал, и стих рассказал, и у ёлочки мы песню спели. Родители фотографируют, а сами стоят, плачут. Они никогда не видели таким открытым своего ребёнка.
Одну девочку я поздравлял много лет. Как-то решил сделать сюрприз и спрятался на балконе, пока родители её отвлекали. Минут через 15 стучу. Девочка открывает шторку, а там — Дед Мороз. У неё шок. «Ты ж форточку забыла закрыть, я и зашёл», — отвечаю ей.
Однажды в шкаф залез — 10 минут просидел, а потом вылез — и начался праздник.
Каждый раз, когда меня приглашают поздравлять, всегда говорю: «Пишите письмо Деду Морозу. Вы писали письмо? Пишите! И кладите его в морозилку — это главная почта Дед Мороза. Пусть несколько дней там полежит — ребёнок будет ходить проверять». Родители потом рассказывают: «Сначала скептически относился к затее, но письмо написал и, не поверите, каждый день смотрел — не забрал ли его Дедушка. А потом — да, забрал! Столько радости было! И тут вдруг Дед Мороз из шкафа вылезает».
Был случай, когда на личном поздравлении в одном из гостей праздника, в коренастом таком мужчине, проснулся ребёнок, и он очень оживлённо включился в игру. Я ему предложил сделать фотографию, которой ни у кого не было и не будет. Беру его за плечо, подпрыгиваю, а он меня подхватывает. И фотография: мужчина держит Деда Мороза на руках. Его глаза на фото были полны радости и удивления! Когда-нибудь в каком-нибудь коллективе зайдёт разговор о Новом годе, так он и похвалится, что в руках Деда Мороза держал. Ему не поверят, а он фото покажет. Праздник будет даже для тех, кто это увидит. Мне кажется, это здорово!
Досье
Владислав Ефанов родился в 1982 г. в Самарканде Узбекской ССР. Окончил Екатеринбургский государственный театральный институт по специальности «актёр-кукловод». С 2003 года работает в Воронежском государственном театре кукол «Шут». Заслуженный артист Воронежской области. Обладатель многочисленных наград от губернатора и минкультуры региона.