«Война» за сливочное масло. Воронежцев возмущают цены на популярный продукт

Анастасия Ходыкина / АиФ

В воронежских магазинах сливочное масло никуда не пропадало, однако цены на него стали уж больно «кусачими», а с наступлением холодов они начали расти ещё быстрее.

   
   

Чем вызвано подорожание, и сколько оно продлится, выяснял «АиФ-Воронеж».

На треть дороже

В Москве зафиксировано несколько краж сливочного масла. Соблазн обогащения не миновал и Воронеж. В минувший четверг, 31 октября, двое "покупателей" вынесли 25 упаковок сливочного масла из одного из магазинов «Центрторг». На записи с камер видеонаблюдения видно, как один мужчина жадно засовывает себе в куртку пачки масла, а сообщник стоит на стреме. Не случайно, что уже во многих магазинах сливочное масло как особо ценный продукт поместили в защитные боксы.

Впрочем, «воровать» у нас есть что: в наших магазинах сливочного масла в избытке. По итогам года воронежское масло заняло 8% российского рынка, и мы оказались на втором месте в стране по объёмам производства этого продукта. Причём, производство сливочного масла, как рассказали в региональном Минсельхозе, увеличивается последние четыре года. Однако растёт и цена.

Так, пачка в 200 граммов стоит теперь не меньше 250 рублей. Дешевле — есть. Но присмотритесь внимательно: со «старой» ценой теперь упаковки по 160 граммов, которых действительно стало больше. И если ещё в августе прошлого года килограмм сливочного масла, по данным Воронежстата, стоил в среднем 763 рубля, то спустя год — уже 906 рублей. Затем масло стало дорожать ещё быстрее, и к 24 октября уже оценивалось в 1035,7 рублей за килограмм. Таким образом, чуть более чем за год сливочное масло подорожало у нас на 35,7%.

Также выросла в цене и другая молочка: литр молока стал дороже примерно на 20% и сейчас стоит 85-100 рублей, стандартная банка сгущёнки, которая давно «похудела» на 20-40 граммов, — 150-160 рублей, 300-грамовая пачка творога —140-170 рублей.

Коров всё меньше

Сливочное масло некоторых марок, таких как «Простоквашино», «Село Зелёное», «Агросила» и пр. и вовсе стало пропадать с прилавков. По данным СМИ, сразу несколько крупных производителей молочных продуктов из разных регионов страны уведомили торговые сети о прекращении или уменьшении объёмов своих поставок. Они сократили производство, так как «столкнулись с дефицитом сырья и „агрессивной инфляцией“ сливок, достигшей 46% за последние полгода». Ряд менее известных марок сейчас и вовсе не выпускается.

   
   

В Национальном союзе производителей молока отмечают, что нынешнее повышение цен — итог двухлетнего сдерживания темпов подорожания. Ведь в 2023 году цена на сливочное масло выросла на 3,5%, в то время как продукты в среднем подорожали на 8,9%. При этом себестоимость производства масла растёт по всей цепочке — от сырья до переработки.

А ещё, говорят, повысился спрос. По словам директора российского союза предприятий молочной отрасли Людмилы Маницкой, сейчас наблюдается беспрецедентный рост потребления молочных продуктов, который вырос со 167 кг в год на человека в 2020 году до 270 кг в нынешнем году. А предложение уменьшилось. Правда, ненамного — за девять месяцев этого года по сравнению с тем же прошлогодним периодом сливочного масла было произведено на 1,8% меньше.

Одна из причин — сокращение поголовья коров по всей стране, в том числе и в Воронежской области. Например, в августе на сельхозпредприятиях региона насчитывалось 156,6 тыс. бурёнок, что на 5,4% меньше, чем годом ранее. В личных хозяйствах дойное стадо сократилось и вовсе на четверть. Содержать коров становится невыгодно.

«Наши поставщики говорят, что на рынке есть дефицит молока и ингредиентов, необходимых для молочной промышленности. Спрос есть, а предложение за этим спросом не успевает. Соответственно, начинается рост цен», — сообщают воронежские бизнесмены.

Проблемой чрезмерного роста цен на молочку озаботился депутат Госдумы от Воронежской области (партия «Новые люди») Антон Ткачёв. «Ситуация явно далека от нормы. Подготовил и направил в ФАС запрос на проверку легитимности такого роста цен и мер по урегулированию ситуации. По результату ответа буду держать вас в курсе», — написал он в своем тг-канале.

Отметим, что подорожание сливочного масла дало толчок развитию иного бизнеса в стране — домашних маслобоен. Правда, как считает профессор ВГУИТ Елена Мельникова, вложения не всегда окупятся. Ведь для изготовления масла понадобится сепаратор и другое профессиональное оборудование, а также сливки, подорожание которых и вызвало рост цен на сливочное масло. И все же приготовленное в домашних условиях масло не будет соответствовать всем ГОСТам, которых можно добиться на предприятии.

Кстати, подобная ситуация наблюдалась в прошлом году с куриными яйцами, ажиотажный спрос резко поднял цены. Кстати, сейчас яйца стоят почти на 20% дешевле, чем в конце декабря. История, видимо, повторяется...

Импорт поможет

«Подорожание сливочного масла вызвано целым рядом факторов, — комментирует доцент кафедры экономической теории и мировой экономики ВГУ, кандидат экономических наук Вера Матершева. — Во-первых, рост заработных плат, особенно среди „мужских“ профессий, привёл к увеличению спроса на высококачественные продукты: мороженное, сливки, сливочное масло. Обострилась конкуренция на исходное сырьё в виде сливок, что привело к росту их цены в среднем на 20%. Во-вторых, существует сезонный рост цен на молоко. В-третьих, подорожали инструменты и упаковочные материалы.

В-четвёртых, увеличились тарифы транспортной логистики за счёт значительного роста стоимости ГСМ и зарплат водителей. В-пятых, сказалось повышение зарплат на фоне возросшего дефицита сотрудников отдельных специальностей.

В-шестых, подорожали запчасти и вспомогательные материалы.

Для стабилизации рынка сейчас увеличен импорт сливочного масла из Индии, Ирана и Турции. Это должно сделать дальнейший рост цен не столь значительным».