Параллельно санкциям. Как и с кем продолжает торговать Воронежская область?

Прошло уже несколько месяцев с тех пор, как стране объявили экономическую блокаду, но катастрофы не произошло: воронежцы, как и все россияне по-прежнему покупают иностранные товары. 
 
Рынок – это стихия, и импорт поступает в наши магазины, огибая искусственные препятствия. О том, как область продолжает торговать с внешним миром, рассказал первый заместитель начальника воронежской таможни, полковник Евгений Филипенко. 
 

Разворот на Азию

Юрий Голубь, vrn.aif.ru: Евгений Анатольевич, как события последних месяцев повлияли на нашу внешнюю торговлю? Мы в изоляции или не совсем?
 
Евгений Филипенко: Значительных изменений не произошло. Вы же видите, что дефицита товаров нет. Да, на некоторые из них выросли цены, но незначительно.
 
- Может быть, пока продаются запасы?
 
- Запасов хватило бы максимум на месяц, а прошло уже больше, чем полгода. Главное изменение – переориентация на другие страны. Раньше большинство товаров шло из стран Евросоюза, которые стали недружественными. Теперь около 70% импорта идёт из Юго-Восточной Азии, прежде всего, из Китая. Появился импорт из Индии и Пакистана. Увеличилась доля стран СНГ: Киргизии, Таджикистана, Узбекистана.
 
- Украина традиционно была одним из главных партнёров области. Что теперь? Все связи разорваны?
 
- Когда-то товарооборот с Украиной действительно был велик, но в 2016 году отменили преференциальный режим, и уже к 2020 году остался не такой большой объём. Единственное, на что серьёзно повлияли события последних месяцев – это экспорт бытовой техники из Липецка: 70% холодильников поставлялось на Украину. Но производитель быстро переориентировался на Индию и ближнее зарубежье – по словам руководителей компании, контракты стали даже более выгодными.  
Экономим на пошлинах
 
- Государство разрешило параллельный импорт. Какова его роль?
 
- Благодаря ему мы продолжаем принимать товары из Евросоюза. Они идут не напрямую, а через Киргизию, Узбекистан, Армению, Турцию и т. д.
 
- Эксперты опасались, что это может привести к росту контрафакта…
 
- Параллельный импорт не имеет отношения к контрафакту. Это поставки оригинальных товаров, но без разрешения правообладателя. На эффективность таможенного контроля такая мера тоже не повлияла – никаких новых лазеек не появилось. 
 
- Сократилась ли доля интернет-заказов?
 
- Наоборот, выросла – прежде всего, за счёт физических лиц. Некоторые производители одежды и других товаров закрыли свои магазины в России, и люди стали их заказывать через интернет-площадки. 
 
- В конце сентября было продлено на полгода действие нулевых импортных пошлин на большинство товаров. Помогает ли эта мера воронежскому бизнесу и потребителям? 
 
- На сегодня только воронежские участники внешнеторговой деятельности сэкономили около 120 млн рублей. И конечно, эта экономия повлияла на итоговую стоимость товаров на внутреннем рынке.
 
- А какие категории товаров были особенно востребованы?
 
- В основном, это не готовая продукция, а сырьё: различные вещества для фармацевтики, запчасти для тяжёлой и лёгкой промышленности. Думаю, что весной эту меру снова продлят – она существенно снижает нагрузку на бизнес. 
 
В составе воронежской таможни 13 постов. Фото: Воронежская таможня

Всплеск импорта

- Запад грозил технологической блокадой. Удалось ли сохранить и заместить поставки стратегических товаров, востребованных воронежской промышленностью? 
 
- В основном речь идёт о комплектующих к качественному оборудованию из Италии, Германии, Франции и т. д. Его нужно обслуживать. В первые месяцы были сложности, но потом выстроилась новая логистика через третьи страны – Казахстан, Турцию и т. д. Сейчас дефицита этой продукции нет. Конечно, новая логистика дороже, но низкий курс доллара и евро компенсирует потери.  
 
- И всё-таки, есть ли импортные товары, с которыми воронежцы однозначно могут распрощаться?
 
- Найдутся способы ввезти любую продукцию, если она востребована на рынке. Простой пример: крупные автопроизводители – BMW, AUDI, MERCEDES – прекратили официальные продажи в России. Но в последние три месяца у нас колоссальный всплеск импорта транспортных средств премиум-класса из стран Евросоюза. Человек покупает там машину и приезжает на ней. Не надо даже ехать самому – есть много организаций, которые помогут это сделать. 
 
- Получается, возникают новые формы бизнеса, ориентированные на обход незаконных санкций?
 
- Да – и по доставке, и по логистике. Разумеется, это ложится на плечи потребителя, но валютный курс, опять же, всё нивелирует. 
 

Граница – в прошлом

- Воронежская область больше не приграничный регион. Как это изменит работу таможни?
 
- В составе воронежской таможни 13 постов, в том числе два международных аэропорта – в Липецке и Воронеже – и автомобильный пункт пропуска «Бугаёвка». С 5 октября на нём прекращён таможенный контроль, но наши сотрудники помогают пограничной службе. Там работает инспекционно-досмотровый комплекс, который сканирует транспорт. Конечно, в перспективе там не будет поста, сотрудники будут перераспределены. 
 
- Появляются ли новые криминальные схемы? Как вы их раскрываете?
 
- Например, с прошлого года таможня  активно выявляет факты незаконного ввоза легковых транспортных средств из Абхазии. Нарушители покупают в Абхазии автомобили за 300-600 тыс. рублей (из-за низких ввозных пошлин там дешёвые машины) и приезжают на них в Россию без уплаты платежей по подложным документам под видом таксистов, устроившихся на работу в абхазскую компанию. 
 
Идёт большой поток – совместно с ГИБДД мы вылавливаем эти автомобили, доначисляем платежи. Если сумма неуплаты превышает 2 млн руб., наступает уголовная ответственность: в этом году возбуждено пять уголовных дел. Речь идёт о старых машинах с большим объёмом двигателя.
 
По аналогичной схеме происходит и незаконный ввоз из Армении. 
 
- В этом году вам приходилось работать в особом режиме? Активно шла помощь республикам Донбасса…
 
- Мы оформляли не так много гуманитарных грузов – колонны МЧС перемещались без остановки, нам заранее предоставлялись списки. Наша основная работа была связана с перемещением строительных материалов для восстановления инфраструктуры ДНР и ЛНР – с начала гуманитарной акции было перемещено около 156 тыс. тонн таких грузов. 
Проблема была в том, что строительные организации прежде никогда не сталкивались с таможенным оформлением. Мы с ними плотно взаимодействовали и помогали подготовить все нужные документы. В итоге среднее время прохождения такого транспортного средства через границу составляло 10-15 минут.