Утопили миллионы. Почему реабилитация устья Тавровки ничего не дала?

Воронежское водохранилище снова позеленело, а Масловский затон в устье реки Тавровка покрылся отвратительной на вид и запах коркой – да так, что горожане заговорили об экологическом бедствии.

   
   
Чиновники успокаивают – мол, виной всему сине-зелёные водоросли. И позеленение повторяется из года в год, ведь по-прежнему актуальна его главная причина: бытовые стоки. Подробности – в материале vrn.aif.ru.
 

Пни не виноваты

«Произошла какая-то экологическая авария в районе реки Тавровка с сильным повреждением местной экосистемы – пропали птицы, погибла рыба, вода в речке – с едким химическим цветом и запахом!» - это сообщение в интернет-паблике «Мой и твой Воронеж» вызвало бурную реакцию горожан. 
 
Действительно, в затоне почти не видно воды – она вся покрылась сине-зелёной коркой. Неудивительно, что многие воронежцы не поверили областному департаменту экологии, сообщившему, что происходящее – естественный процесс. 
 
«Установлено, что в водоёме происходит цветение сине-зелёных водорослей, - рассказали экологи. – При визуальном осмотре замора ихтиофауны не обнаружено. Сотрудники лаборатории отобрали пробы воздуха для химического анализа. Превышения по контролируемым показателям не выявлено».
 
Естественно – да не очень. Совсем недавно, в 2019 году, власти за 17,9 млн бюджетных рублей провели экологическую реабилитацию затона – расчистили, укрепили берег и запустили мальков растительноядных рыб. Как видим, этих усилий хватило ненадолго. Тогда бывший глава департамента экологии Алексей Карякин обвинял в экологической беде строителей Воронежского водохранилища, которые не выкорчевали на дне затона больше 800 пней. 
 
Но, судя по тому, что расчистка дна проблему не решила, причина в другом: жилищно-коммунальное хозяйство Масловки организовано по средневековому образцу. Сети водоотведения, к которым подключены и многоэтажки, и частный сектор, ведут в выгребную яму. И это было бы ещё полбеды, но она построена с нарушениями и в результате регулярно наполняется грунтовыми водами. Жижа течёт прямо по улицам, отравляя воздух нестерпимой вонью, и в конце концов попадает в реку. А сине-зелёные водоросли, как известно, прекрасно размножаются именно в загаженной среде.
 
Одна только улица Совхозная в год сливает в Тавровку 11 тыс. тонн нечистот – и это лишь по официальным данным, которые жители считают преуменьшенными. В 2014 году казалось, всё может измениться: была готова проектно-сметная документация и выделено место для строительства новых сетей, которые должны были соединить микрорайон с левобережными очистными сооружениями. Но дальше дело так и не пошло.
 

Спасёт ли толстолобик?

Одновременно воронежцы обратили внимание на то, каким изумрудно зелёным стало водохранилище. В ответе на запрос «АиФ» руководитель департамента экологии Наталья Ветер сообщила, что дело, опять же – в сине-зелёных. 
 
Проблему решают тем же способом – запускают толстолобика и чистят русло: на так называемую реновацию водохранилища ушло больше 250 млн рублей. Вот только эксперты предупреждают, что всё это – паллиатив. 
 
И дело не только в пресловутых Левобережных очистных сооружениях – стоки попадают в водоём по более чем 60 трубам. Каждый год в воду сливается 150-170 млн кубометров нечистот, и это при том, что всего «море» вмещает 199 млн кубометров.
 

Стакан почти полон

Завкафедрой экологической геологии ВГУ Ирина Косинова:
 
«Эти так называемые расчистки вообще ничего не дают. Налейте нечистоты в самый чистый хрустальный стакан – они не перестанут быть нечистотами. Первая проблема, которой нужно заниматься, – это сброс разных стоков, начиная с неочищенных ливнёвок. Эти огромные трубы хорошо видно у Чернавского моста. Совсем недавно прошли мощнейшие дожди – вся грязь слилась в водохранилище. А канализационные стоки, которые сливаются через ливнёвку?!
 
У Масловского затона те же проблемы – только в очень концентрированном виде из-за его небольшой площади. Нужно разработать программу последовательной реновации водохранилища и прекратить тратить деньги на бесполезные работы. Иначе мы так и будем каждый год хвататься за голову».