Откройте, проверка! После взрыва газа в Воронеже пройдут внеплановые рейды

Взрыв газа в воронежской девятиэтажке, прогремевший под утро 12 марта, стал ЧП городского масштаба – центральный следственный комитет теперь проводит расследование, а региональные власти объявили о массовых проверках состояния газового оборудования.
 
Но то, что эти громкие меры враз решат проблему, вызывает большие сомнения. Как проходят проверки газового оборудования, известно: кто-то откроет дверь, а кто-то – нет, к кому-то зайдут, а кого-то пропустят. В итоге трагедии из-за коммунальных «неисправностей» давно стали обыденностью, а профилактика ЧП часто напоминает формальность.
 

Трагедия за трагедией

Когда в половине четвёртого утра в 12-подъездном доме №88 по ул. Хользунова прогремел взрыв, кое-кто из соседей и очевидцев подумал о теракте – таковы реалии нашего тревожного времени. Однако всё оказалось прозаичнее, но не менее страшно: взорвалась газовоздушная смесь, погибли 31-летний мужчина и 88-летняя пенсионерка. Спасатели эвакуированы из здания113 человек. На полное восстановление шестого подъезда, по оценке властей, уйдёт около двух месяцев.
 
Возбуждено уголовное дело, расследование взял под контроль центральный аппарат СК. Но найдут ли правоохранители в происшествии что-то принципиально необычное? В компании «Газпром распределение Воронеж» уже сообщили, что собственник квартиры, в которой произошёл взрыв, два года не пускал сотрудников для планового техобслуживания.
 
Совсем недавно, в декабре 2021 года, похожий взрыв прогремел на ул. Леваневского – разница лишь в том, что эпицентром стал нежилой частный дом и пострадавших, по счастью, не оказалось.
 
Впрочем, куда чаще коммунальные трагедии происходят без всяких взрывов. Так, 18 января прошлого года, проснувшись в своей квартире на бульваре Пионеров, отец семейства обнаружил мёртвыми 36-летнюю жену и 12-летнюю дочь – домочадцы отравились угарным газом. Ночью 9 февраля того же года на улице Туполева отравились 17-летний подросток, мальчик девяти лет и 11-летняя девочка – к счастью, медики смогли спасти детей.
 
Ещё одна семья попала в беду 26 апреля: в квартире на улице Ленинградской 52-летний мужчина заметил, что его 46-летней жене стало плохо в ванной, а потом не смог разбудить 24-летнюю дочь. Врачи скорой помощи помогли супругам, но девушка умерла. А совсем недавно, 10 марта, в съёмной квартире на ул. Революции 1905 года нашли мёртвыми 29-летнюю женщину и 25-летнего мужчину. Причина смерти та же – отравление угарным газом.
 
 

Кто рискует?

Тема поднималась не раз и винить беспечных жильцов в собственной гибели – довольно цинично. Проблема в том, что управляющие организации часто не проверяют дымовентиляционные каналы в многоэтажках, хотя такие работы должны проводиться три раза в год.
 
Так, на сентябрьском заседании постоянной комиссии по ЖКХ, дорожному хозяйству и благоустройству городской Думы газовики озвучили страшные цифры. К началу отопительного сезона из 8099 домов с газовыми плитами и колонками вентиляция была обследована только в 1519, то есть в 19%. Если учитывать, что акты проверки действуют полгода, на начало отопительного сезона актуальные документы были только у пяти процентов домов.
 
Не соблюдается даже формальная отчётность. Так, декабрьская проверка госжилинспекции показала, что на официальном сайте ГИС ЖКХ не было информации о проверках в 5,2 тысяч многоэтажек. Нарушителям-должностным лицам грозят штрафы от 50 до 100 тысяч рублей и до трёх лет дисквалификации. Юрлица могут наказать на 250-300 тысяч рублей. Но, судя по всему, на общую картину эти санкции влияют слабо.
Впрочем, это не снимает ответственности с тех, кто не пускает проверяющих к себе домой. За это те имеют право приостановить газоснабжение. Как недавно сообщили в компании «Газпром газораспределение Воронеж», в этом году такую меру могут применить к пяти тысячам абонентов.
 
Кстати, после субботней трагедии региональные власти уже объявили внеплановые рейды по квартирам, чьи собственники не пускают к себе газовщиков. Они пройдут с участием полицейских и, несомненно, дадут какой-то эффект и успокоят общественность до следующего ЧП.