Травмы на производстве и профзаболевания. Как защитить людей на работе

Станислав Ломакин / АиФ

В наше трудное время работой разбрасываться не принято: чтобы не остаться без средств к существованию, многие жители области трудятся, не считаясь с опасностью и вредностью производства. И хотя контролирующие ведомства отмечают, что количество несчастных случаев на производстве идёт на спад, смертей на производстве меньше не становится.

   
   

Кто виноват?

16 декабря прошлого года в воронежской торговой фирме «Влад Ром» проходила обычная планёрка. Мастер получил от гендиректора очередное задание – построить навес для служебной «Газели» – и сразу приступил к делу: взял две лопаты и вместе с рабочим принялся рыть выемки для столбов. Но всё оказалось не так-то просто: раньше в этом месте была свалка, и лопаты то и дело упирались в куски кирпича, арматуры и прочий строительный мусор – выкопать яму до вечера не удалось.

На следующее утро мастер договорился с водителем КамАЗа, чтобы тот вывез грунт, а сам сел за руль экскаватора. Работа пошла гораздо быстрее, и к двум часам дня образовалась яма глубиной почти в два метра. Мужчина решил убедиться в результате – отвёл в сторону и опустил на землю ковш, заглушил двигатель, выбрался из кабины, подошёл к краю траншеи и стал смотреть, есть ли в яме мусор.

Вид закрывал небольшой уступ на метровой глубине. Мастер спрыгнул сначала на него, а затем с него – на дно ямы. Внезапно стена пришла в движение и обвалилась, накрыв человека. Рабочие бросились на помощь и через минуту откопали мужчину по плечи, но тот уже был мёртв. Причинами трагедии в областном департаменте труда и занятости назвали самовольные решения использовать экскаватор и спуститься в траншею, а также недостаточный контроль со стороны тех, кто отвечает на предприятии за охрану труда.

В октябре Верхне-Донское управление Ростехнадзора расследовало несчастный случай, в результате которого пострадало сразу несколько человек. Фирма «Павловское ХПП» нарушила правила использования зерносушильной установки – сжигалось непредусмотренное инструкцией топливо, специалисты предприятия не были аттестованы по промышленной безопасности, а опасную работу выполняли сотрудники без нужной квалификации. Топливо растеклось из бака, начало испаряться, загорелось и взорвалось – трое работников получили ожоги.

В январе уже этого года ведомство выяснило обстоятельства гибели рабочего в карьере компании «Павловск Неруд» – монтёр попал под путевую ремонтную машину, которая ездит по рельсам и меняет шпалы. Расследование показало, что руководитель работ не следил за дисциплиной, монтёр был пьян, а машинист не убедился, что путь свободен.

   
   

Шило из мешка

Когда на производстве перестанут гибнуть люди? Статистика инспекции труда по Воронежской области вроде бы говорит о прогрессе. Если в 2012 году было 150 несчастных случаев, то в 2018-м – уже 82, а в прошлом – 69. А вот смертельных исходов в 2019 году столько же, сколько и в позапрошлом – 18. Не секрет, что многие работодатели стараются замять происшествие и договариваются с пострадавшим ничего не оформлять. А гибель работника – это шило, которое при всём желании в мешке не утаишь…

К тому же за много лет вредного труда можно потерять здоровье и без несчастного случая. Так, по данным областного управления Роспотребнадзора, 30,7% всех работающих региона в прошлом году вкалывали в условиях, не отвечающих гигиеническим требованиям. Причём 16,6% из этого числа – женщины.

В 2019 году в области было зарегистрировано десять случаев впервые выявленных профзаболеваний у восьми человек. Чаще всего профзаболевания встречаются у работников обрабатывающих производств, строительных фирм, предприятий транспорта и связи, организаций здравоохранения и сферы социальных услуг.

При этом пандемия нового коронавируса сделала тему охраны труда ещё актуальнее – от того, как продолжающие работать предприятия смогут защитить сотрудников, зависит здоровье всего общества. Но здесь делать выводы ещё рано.

Фото: АиФ