Такие парковки нам не нужны. Депутаты Воронежа не довольны концессионером

Проект платных парковок действует в городе уже несколько лет, но его задачи так и не решены. © / Анастасия Ходыкина / АиФ

В работе городских платных парковок продолжают фиксировать многочисленные нарушения. К тому же казна Воронежа получает всего 25 вместо оговорённых 40 процентов от прибыли за продажу паркомест.

   
   

Выводы, сделанные после проверки контрольно-счётной палаты (КСП), возмутили городских депутатов. Они обратились в мэрию с просьбой расторгнуть договор с концессионером. Но что дальше?

«Хромые» приложения 

Почти с  самого начала работой ООО «Городские парковки» недовольны были многие. Неработающие паркоматы, сбои в приложениях, незаметные таблички, не убранный на парковочных площадках снег... По рассказам одного из водителей, однажды зимой его автомобиль с платной стоянки по ул. Комиссаржевской из сугроба вытаскивала «Нива». Нередко водителям самим приходилось расчищать снег, чтобы поставить на платное место машину. Не только паркоматы и приложения оказались «хромыми», но и интерактивная карта, обозначающая наличие свободных мест.

«Бывает такая ситуация: приложение показывает, что есть свободные места, я подъезжаю, а их нет. Иногда приходится долго колесить по центру в поисках свободного места», - рассказала жительница Воронежа Марина Никитина.

Специалисты КСП Воронежа считают, что концессионер плохо обеспечивает условия для оплаты парковочных сессий через паркоматы и обслуживает сами парковочные места – разметка не обновляется, парковочное пространство качественно не убирается. Те или иные нарушения встречаются на всех 59 зонах платной парковки областного центра. И что особенно важно – вопреки договору концессии, в казну города по-прежнему перечисляются не 40%, а 25% от прибыли за оплату паркомест. Поэтому депутаты предложили расторгнуть договор с концессионером.

«Ежегодно с 2017 года, как было заключено концессионное соглашение с «Городские парковки», КСП выявляет ряд существенных нарушений. Мы указываем концессионеру на недостатки, просим их устранить, но инвестор игнорирует наши замечания и требования, – прокомментировал решение депутатов председатель постоянной комиссии Думы по развитию транспорта и объектов транспортной инфраструктуры Дмитрий Крутских.

Впрочем, стать инициатором расторжения договора может лишь куратор концессии – городское управление транспорта. Ему направлено обращение, ответ ожидается через 10 дней.

   
   

Некем заменить?

В мэрии  рассказали, что за ненадлежащее исполнение условий соглашения концессионер был оштрафован почти на 17 млн рублей, из них около 14 млн рублей он уже оплатил.

«Администрация города следит за устранением нарушений, - заверили в горадминистрации. – Кроме того, профильные управления вместе с инвестором разрабатывают проект дополнительного соглашения. Оно поможет сделать работу парковок более прозрачной и эффективной. Речь идёт, в том числе, и об уточнении параметров оценки инвестиционных вложений, что позволит пересмотреть плату концессионера в городской бюджет».

Так что с большой долей вероятности город останется с прежним концессионером. Но, может, критики в его адрес, наконец, станет меньше?

Кстати, Воронеж, возможно, единственный город в России, где за платные парковки отвечает концессионер, а не муниципалитет. Москва, Тула, Нижний Новгород, Казань, Тверь, Пермь – в этих городах тоже действуют платные парковки, однако серьёзных проблем в их работе не наблюдается, поскольку ими руководят муниципальные структуры.

Напомним, в декабре 2022 года у концессионера воронежских платных парковок ООО «Городские парковки» уже менялись учредители. После критики работы белгородской компании парковки перешли в собственность двух дочерних организаций госкорпорации «Росатом». Однако ситуация никак не улучшилась. «Все нарушения остались прежними, их никто не устранил», - констатировали аудиторы.

Повторение сценария

Гражданский активист и общественный деятель Виталий Иванищев:

«Платные парковки той прибыли, которой могли бы приносить, не приносят. В городе редко встречаются «парконы» - мобильные комплексы для контроля парковки, и мало кого штрафуют. Хотя сейчас эвакуируют машины без номеров, припарковаться в центре практически невозможно. Это говорит о том, что что-то идёт не так. Да, были повышены штрафы, а, видимо, надо было повышать стоимость парковки.

В целом концессионер работает плохо. Но есть ли альтернатива? Депутаты хотят расторгнуть с ним договор, чтобы отменить платные парковки? Но будет только хуже. Есть ли в нашем муниципалитете компетентные люди, которые  могут обслуживать платные парковки? Думаю, что нет. Либо депутаты хотят отдать их новому концессионеру? Тогда это может плохо повлиять на имидж муниципалитета, поскольку новый инвестор будет опасаться повторения сценария. 

До окончания договора остаётся четыре года, и пора уже сейчас думать о том, как будут организованы парковки спустя это время – будет ли свой оператор либо останется старый концессионер? Вообще платные парковки нужны городу. Их главная цель –  оборачиваемость парковочных мест, чтобы человек, который на своём автомобиле приехал в город по делам на пару часов, всегда мог найти место. Нет ни одного современного города, который бы развивался без платных парковок».