Криминальная эпидемия. Как не стать жертвой мошенников?

Алёна Хлевнюк / АиФ

Воронежцы в 2022 году написали около шести тысяч заявлений в полицию по факту мошенничества.

   
   

Проблема кибермошенничества стала настолько глобальной, что уже приобретает характер криминальной эпидемии. Ежедневно каждый если и не становится жертвой афериста, то как минимум сталкивается с попыткой обмана в сети. Проблему кибермошенничества обсудили на пресс-конференции в среду, 15 февраля, в Центре управления регионом.

«Мошенничество раскрывается трудно»

По данным Банка России, за 2022 год кибермошенники украли у россиян более 14 миллиардов рублей. Основной ущерб специалисты отметили в сфере интернет-торговли. А самой уязвимой категорией граждан стали школьники, студенты и пенсионеры. Также мошенники могут звонить и представляться близкими родственниками, сотрудниками следственного комитета или полиции. Аферисты не стесняются и приходить домой к пенсионерам.

Воронежцы за 2022 год написали около шести тысяч заявлений в полицию по факту мошенничества. Эксперты отметили, что число таких преступлений сейчас только растет.

«Мошенничество раскрывается достаточно трудно, особенно, если аферист действовал по телефону или в Сети. У таких дел раскрываемость равна примерно 20%», — подчеркнул заместитель начальника управления уголовного розыска Владимир Пытьев.

Злоумышленники пользуются расслабленностью, невнимательностью граждан. То есть, они могут позвонить в конце рабочего дня, когда уже уставшие люди собираются домой, машинально отвечая на сообщения, передавая свои данные.

   
   

Как обезопасить себя?

В первую очередь специалисты рекомендуют не доверять всему сказанному по телефону или в интернете. Лучше потерять немного времени на перепроверку, чем приличную сумму «подарить» аферистам. Если вам звонит якобы сотрудник банка, то перезвоните самостоятельно по номеру, который указан на обратной стороне вашей карты.

Ни в коем случае не сообщайте никому данные своей банковской карты: номер, CVC, срок действия и имя владельца. Не стоит оставлять эти данные на подозрительных сайтах оплаты товаров или услуг.

Также теперь можно устанавливать лимит по банковским переводам. То есть, если клиент попытается провести операцию, несвойственную его ранней активности, система распознает ее как подозрительную. В таком случае банк сам свяжется с человеком.

Нередки случаи, когда люди самостоятельно приходят в банк для оформления кредита или снятия крупной денежной суммы со счета. В случаях внешних признаков воздействия на клиентов третьим лицами сотрудник может уточнить цели банковской операции, чтобы предотвратить потенциальное мошенничество.

«Однажды к нам пришел пенсионер, чтобы оформить кредит на 500 тысяч рублей. Мужчина признался, что к нему пришли неизвестные, чтобы поменять какие-то провода. Сотрудник заподозрил неладное и рекомендовал клиенту обратиться в правоохранительные органы для выяснения всех обстоятельств», – рассказывает представитель Сбербанка.

Не забывайте периодически рассказывать об этих простых правилах подросткам и пожилым родственникам.