Что привело к срыву? Психолог – о причинах убийств в воинских частях

Неделя началась с трагедии, взбудоражившей всю страну. На военном аэродроме «Балтимор» в Воронеже произошла настоящая бойня: солдат-срочник застрелил троих сослуживцев, пустился с оружием в бега, но был задержан. К сожалению, подобные случаи происходили не раз, в том числе в Воронежской области. «АиФ-Воронеж» вспомнил некоторые из них и попытался разобраться в причинах, обратившись за комментарием к психологу Леониду Юдину.

   
   

Страшное утро

Напомним, в пять утра 9 ноября майор Сергей Ермолаев проверял наряд, в составе которого был двадцатилетний солдат-срочник Антон Макаров. Что произошло между командиром и бойцом, неизвестно, но молодой человек снял с пожарного щита топор, убил им офицера, достал у того пистолет и открыл стрельбу по сослуживцам.  

Сергей Ермолаев, ефрейтор Сергей Кажокин, рядовой Нинаил Акталиев погибли на месте, ещё один рядовой был доставлен в госпиталь. Нападавший скрылся с оружием, угнал машину и во второй половине дня был задержан в Землянске Семилукского района. Заведено уголовное дело, в причинах события разбирается следствие.

И снова топор

И, к сожалению, это происшествие нельзя назвать уникальным. Например, оно напомнило о трагедии, которая произошла на том же «Балтиморе» почти 20 лет назад. По страшному совпадению, орудием убийства тогда тоже стал топор.

Преступление произошло в ночь на 12 июля 2001 года. В 6.35 утра в одноэтажном здании КПП один из офицеров обнаружил тела двух прапорщиков – Сергея Ситникова и Владимира Машкова. Первый был уже мёртв, второй – скончался в госпитале через два часа. Оба были зарублены: Ситников получил 12 ударов, Машков – десять.

   
   

В результате расследования был осуждён сослуживец убитых капитан Георгий Быков. Мужчина провёл за решёткой 15 лет, но так и не признал свою вину.

Убийства в воинских частях случались в разных точках страны. Так, в августе 2015 года в полевом лагере в Костромской области 18-летний ефрейтор Павел Бахтин открыл огонь из автомата в караульном помещении: погибли офицер и два ефрейтора, стрелявший покончил с собой.

В сентябре 2017 года во время стрельб на полигоне в Амурской области срочник Гасан Абдулахадов убил офицера и двух солдат. А в октябре прошлого года на почве неуставных отношений срочник Рамиль Шамсутдинов расстрелял шесть солдат и двух офицеров.

В чём причины?

Комментирует психолог Леонид Юдин:

«К подобным срывам приводят две основных причины – внешняя и внутренняя. Первая связана с накопленным стрессом, психологическим насилием, давлением такой интенсивности, что человек идёт на крайние и даже зверские меры. Вторая вызвана психиатрическими заболеваниями, физиологическими отклонениями в мозге или гормональном фоне – человек может не отдавать себе отчёт в своих действиях.

В современной психологии считается, что нынешняя молодёжь в целом менее агрессивна. Война от нас всё дальше, люди видят её ужасы только в кино или компьютерных играх. Материальное благополучие в общем растёт. Так что дело скорее в доступности информации – раньше далеко не все подобные случаи становились достоянием гласности.

Как правило, новобранцев тестируют во время призыва, а при прохождении службы их психологическому состоянию уделяется меньше внимания. Это не значит, что система плохая. Просто какие-то аномалии могли развиться позже – так же, как при любой другой работе. Чтобы предотвращать такие случаи, необходимы большие усилия – наблюдение, тестирование, общение, психологическая разгрузка. Естественно, это требует экономических и человеческих ресурсов».