Аферистка? Воронежцы обвинили волонтера в присвоении денег больных детей

В редакцию vrn.aif.ru обратилась местная жительница Юлия Рахмангулова. В ноябре 2021 года мы писали про ее дочь Полину, которой нужна операция по формированию уха. Сейчас семья столкнулась с другой проблемой. С их слов, помогавший осуществлять сбор средств волонтер оказался недобросовестным.
 

«Вбухать» 50 тысяч рублей»

Юлия узнала о Кире (имя изменено – прим.ред.) от общего знакомого. Волонтер связалась с Рахмангуловыми и предложила свою помощь в качестве куратора. С февраля 2021 года она занялась сбором средств для маленькой Полины. Девочке требуется дорогостоящая операция в Международном Калифорнийском институте заболеваний уха.
 
Волонтер открыла сбор, так как у семьи нет денег. Многие фонды отказались поддерживать девочку, поскольку ее диагноз не включен в список тех, что значатся в уставах организаций. Это значит, что волонтеры не занимаются сбором средств на лечение таких больных.
 
«Киру нам представили сотрудником благотворительного фонда «Чистые души», помогающего детям, нуждающимся в дорогостоящем лечении. Да и сама она потом себя так позиционировала. Незадолго до знакомства Кира завершила сбор для воронежского мальчика, больного СМА. Поэтому у нас не было сомнений в ее добросовестности. Как оказалось, зря мы так легкомысленно к ней отнеслись, - вспоминает Юлия. – В середине февраля Кира спросила, «готова ли я вбухать 50 тысяч рублей в рекламу». Я ответила, что могу сделать это только после зарплаты. Но она заверила меня в том, что это нормальная практика – брать деньги из сбора, ведь все окупится».
 
Полина Рахмангулова. Фото: Из личного архивa/ Юлия Рахмангулова
В течение несколько месяцев Рахмангуловы передавали Кире деньги на рекламу, оформление виз – американское посольство в Москве закрылось, и волонтер собиралась «договориться». Загранпаспорта женщина вернула спустя несколько месяцев – без обещанных виз.
 
Потом волонтер сообщила, что якобы появился меценат, готовый полностью оплатить операцию. Помощи от благодетеля в итоге не было – то деньги «зависли у банка» и он отменил операцию, то банк одобрил транзакцию и скоро «вся сумма поступит на счет». По словам Юлии, никакого финансирования так и не произошло. А тем временем женщина отдала Кире уже 1,6 миллиона рублей. 
 
«Кира со своим мужем собиралась открыть фонд специально для Полины. Для этого она попросила дать ей еще миллион рублей – на рекламу и прочие связанные с этим расходы. Я ей поверила и дала деньги. Она написала расписку, в которой указала, что финансы берет для открытия фонда и вернет этот долг до 1 июня 2022 года», - рассказала Юлия.
 
В ответ на просьбу вернуть деньги, волонтер сообщила, что ее муж перевел всю сумму на счет клиники. Организация же отрицает факт проведения платежа. В ожидании денег от мецената семья пропустила время внесения в клинику депозита на операцию, а предыдущий (пять тысяч долларов) «сгорел». Врачи выставили новый счет, который увеличился с 82 тысяч долларов до 99 тысяч долларов.   
 
«Кира уверяла, что ее муж со своей карты оплатил операцию, и даже выслала платежный документ. Мы обратились в банк, который опроверг эту информацию. Нам ответили, что банк документ с таким содержанием не выдавал и не подтверждает его подлинность. Получается, что Кира его просто подделала», - возмущается Юлия. 
 
Мама Полины обратилась с заявлением в полицию. В пресс-службе регионального Управления МВД нам рассказали, что по факту совершения преступления возбуждено уголовное дело по ч.4 ст159 УК РФ  («Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере»). За это преступление грозит наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
 
 

Донор из несуществующей базы

История следующей «жертвы» Киры знакома многим воронежцам. Ольга Лещева смертельно больна и ищет донора костного мозга. Пока человек, который может ей подойти, не найден. Ольга рассказала vrn.aif.ru, что волонтер сама связалась с ней, заверив, что может помочь благодаря связям во всемирном банке доноров Bone Marrow Donors Worldwide, базирующимся в Нидерландах. Для того, чтобы некая Екатерина, работающая в организации, подобрала донора, Ольгу попросили заплатить 140 тысяч с 50% предоплатой. 
 
Женщина передала деньги, заключив с волонтером договор. Судя по тексту документа, Кира в течение трех дней должна была оказать Лещевой услугу «получение информации о подборе и поиске донора из Bone Marrow Donors Worldwide». Забрав деньги, волонтер пропала. Когда Ольга потребовала расторгнуть договор, Кира сообщила, что нашлись сразу четыре донора, и пообещала отправить на электронную почту отчет. Файл Лещева получила спустя несколько дней – это был белый лист с изображением черного квадрата.
 
«Я так не плакала даже тогда, когда узнала о болезни. Сначала не могла добиться от нее результатов поиска – а тут этот издевательский белый лист. Потом Кира наконец прислала список с именами и датами рождения – это были несовершеннолетние дети. Такие люди в принципе не могут быть донором костного мозга в силу возраста. Да и вообще есть закон, по которому донор и пациент не имеют права знать друг друга. Поэтому я не знаю, что она мне прислала. После долгих споров и угроз обратиться в прокуратуру Кира вернула мне 100 тысяч рублей, еще 13 тысяч рублей я требовала вернуть целый месяц. Она избегала встреч – то заболела, то сломалась машина, то банкомат не принимает деньги», - делится Ольга.
 
Корреспондент vrn.aif.ru, как и Ольга, не нашел никаких сведений об этой базе. В интернете действительно есть сайт с похожим названием, но с Bone Marrow Donors Worldwide их отличает последнее слово. 
 
Время потеряно – ожидая донора из обещанной волонтером базы, Ольга отказалась от помощи врачей из Германии и Израиля. А из-за ситуации в мире теперь неизвестно, когда они ее снова пригласят.
 
 

Судимость за мошенничество?

Редакции стало известно еще о трех семьях, которые столкнулись с Кирой. У Лилии Сухановой тяжело болела дочь, а волонтер взялась вести сбор денег на операцию.
 
«Кира мне позвонила и, рыдая, попросила дать ей из собранных денег один миллион рублей. Якобы она взяла под расписку деньги у других родителей, и они требуют вернуть долг раньше оговоренного срока», - рассказала vrn.aif.ru Лилия.
 
В марте Лилия одолжила Кире 40 тысяч рублей – на операцию ребенку. Обратно деньги она получала несколько месяцев и частями, невзирая на то, что всю сумму волонтер обещала вернуть в течение четырех дней. 
 
Ребенку Евгении Дядищевой из Липецка Кира собиралась за 60 тысяч рублей делать рекламу на одном из телеканалов. Женщина передала Кире половину суммы и начала ждать съемочную группу, которая никак не могла до нее доехать - то из-за якобы массового заражения коронавирусом, то из-за сломанной машины. В итоге съемки не состоялись, но деньги волонтер вернула.
 
«Кира мне рассказывала, что вместе со своей мамой работает в фонде «Чистые души». Знаете, она вообще всем говорит, что брать деньги из кассы сбора можно», - вспоминает Евгения.
 
С Еленой Фроловой из Егорьевска волонтер тоже связалась сама. У 20-летнего сына женщины онкология, он находится на паллиативном лечении. Кира предложила сделать рекламу на том же канале.
 
«В нашей истории, как и у других мам, фигурировала некая посредница, которая  якобы работает на канале и готова устроить эфир за 100 тысяч рублей. Я отдала Кире в качестве предоплаты 60 тысяч рублей, потом еще 40 тысяч, так как ценник вырос. По договору она обязалась сделать рекламу на телевидении, а посредничество объяснила тем, что ее знакомая с телеканала не хочет «светиться», так как исключительно из добрых побуждений все сделает со скидкой», - рассказала Елена.
 
Съемочная группа так не приехала. Когда Елена позвонила на канал, выяснилось, что они уже три года не делают подобные выпуски, а сотрудницы, о которой ей рассказала Кира, у них в штате нет. Кира вернула женщине 60 тысяч рублей. Остальная сумма до сих пор у волонтера. Елена написала заявление в полицию и сейчас правоохранители ведут процессуальную проверку.
 
vrn.aif.ru связался с фондом «Чистые души». Нам рассказали, что 1,5 года назад они несколько раз сотрудничали с Кирой - она даже пыталась стать волонтером этой благотворительной организации, но у нее ничего не вышло. С тех пор о женщине ничего не слышали.
 
В картотеке Коминтерновского районного суда мы нашли информацию о том, что в июле Кира выступает в качестве ответчика по гражданскому иску о взыскании долга и процентов. Кроме того, в 2017 году она была осуждена за мошенничество по двум эпизодам. 
 
Корреспондент vrn.aif.ru пытался связаться Кирой. Она согласилась общаться только при личной встрече. Следуя уже сложившейся манере поведения, женщина несколько раз откладывала интервью, а потом и вовсе перестала отвечать.
 
Мы обратились за комментарием в благотворительный фонд помощи онкобольным детям Воронежской области «Добросвет» и попросили дать советы, как семьям, которым требуется сбор денег на лечение, не стать жертвами мошенников.
 
Нам рассказали, что подопечного и волонтера связывают гражданские отношения между двумя физическими лицами. Поэтому лучше работать с человеком, который входит в состав зарегистрированного фонда.