В первый день осени суточный рост заболеваемости COVID-19 в Воронежской области перешагнул психологическую отметку в тысячу случаев: было зафиксировано 1057 заражений. Выше показатели были только в начале 2021 года.
Можно ли говорить, что зараза возвращается во всей своей мощи? Или более слабый штамм Омикрон не принесёт столько бед, сколько его прежние аналоги? И вернутся ли ограничения? 30 августа на вопросы читателей в прямом эфире в сообществе «АиФ-Воронеж» во «Вконтакте» отвечали гости из департамента здравоохранения: начальник отдела санитарно-эпидемиологического благополучия населения Ольга Дудникова и начальник отдела оказания медицинской помощи взрослому населению Надежда Остроушко.
Виноваты сами
Юрий Голубь, «АиФ-Воронеж»: К нам уже пришла новая волна пандемии?
Особенность штамма Омикрон, который вызывает этот рост, - очень высокая контагиозность и короткий инкубационный период. Заразившийся вчера человек сегодня – уже источник заражения для окружающих.
Можно сказать, что мы живём в начале следующей волны. Я думаю, что взрывного роста не будет, всё-таки у нас есть иммунная прослойка. Но нужно сказать, что эту волну мы породили сами. Мы не носим маски, посещаем места скопления людей и, главное, перестали вакцинироваться.
Благополучное лето было связано с тем, что в начале года мы массово вакцинировали население. Но через шесть месяцев начинается утрата защитных сил организма. Из 1,12 млн привитых жителей области на ревакцинацию пришли только 400 тысяч. С каждым днём пласт людей, уязвимых к вирусу, увеличивается.
Если мы сейчас все вместе навалимся на вирус, обеспечим массовую вакцинацию и ревакцинацию, в следующие четыре месяца наступит стабилизация. Но пока этого, к сожалению, не происходит.
Вместе с Омикроном – целый «букет»
- Готовы ли медучреждения принять всех пациентов в случае новой волны?
Мы готовы перепрофилировать и развернуть 8,5 тысяч коек, у нас налажена кадровая ротация.
Кроме того, мы отработали создание разных зон в поликлиниках, чтобы отделить инфекционных больных от остальных пациентов. Вся система очень мобильно перестраивается.
- Каковы особенности прививочной кампании осенне-зимнего сезона?
Ольга Дудникова: Особенность кампании в том, что она пройдёт в условиях активной циркуляции вирусов прочих инфекций. Если во время первых волн мы говорили, что новая коронавирусная инфекция вытеснила остальные, то сейчас у нас целый «букет».
Это несколько осложняет прививочную работу, но мы будем её продолжать. У нас достаточно вакцины. В основном вакцинация, как и во всей Российской Федерации, проводится препаратами «Гам-КОВИД-Вак» («Спутник V») и «Гам-КОВИД-Вак М» для детей от 12 лет.
- Какие меры профилактики наиболее эффективны?
Ольга Дудникова: Все меры, рекомендованные в первую волну, актуальны и сейчас. Прежде всего, мы должны изолировать больного пациента или пациента с подозрением на ковид. Основная масса заболевших заражается у себя дома.
Нужно защищать себя – носить маску в местах массового пребывания людей. Да, масочный режим был ослаблен, но, я думаю, мы к нему вернёмся.
Мы должны чаще проветривать помещение, обрабатывать поверхности – вирус долго сохраняется и передаётся контактным путём. Нужно по возможности заменять поездки в полных автобусах пешими прогулками. Это не только позволит избежать заболевания, но и улучшит настроение, а мы знаем, что у позитивно настроенных людей выше уровень иммунной защиты.
«Держим руку на пульсе»
- Какие осложнения могут возникнуть после Омикрона?
Надежда Остроушко: - Осложнения после любого штамма примерно одинаковы. Всё зависит от изначального состояния пациента и его возраста.
Да, индийский и британский штаммы протекали более тяжело, мы видели острые тромбоэмболические осложнения. Даже у пациентов молодого возраста диагностировались острые инсульты и инфаркты. Но то, что человек легко переболел омикроном, вовсе не гарантирует отсутствие последствий.
Поэтому мы должны быть внимательны друг к другу, особенно, если у пациента – сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, перенесённый острый инфаркт миокарда или острое нарушение мозгового кровообращения, хроническая болезнь почек и т.д.
- Есть ли вероятность того, что Воронеж вновь уйдёт на дистанционную работу или учёбу?
Ольга Дудникова: Мы постоянно держим руку на пульсе. Есть региональный штаб при правительстве Воронежской области, который совместно с органом госсанэпиднадзора проводит мониторинг ситуации. И как только возникнет необходимость, противоэпидемические меры однозначно будут приняты.
Просто наблюдать и не управлять ситуацией не позволительно, мы заплатим очень высокую цену.