Опасные каникулы. Воронежский врач о переломах, самокатах и дурных примерах

Алексей Иванович Инякин / личный архив

Не за горами школьные каникулы, и у многих родителей уже болит голова, чем занять своё чадо, чтобы на отдыхе ребёнок не маялся от безделья, не попадал в неприятные истории и не получал увечья.

   
   

Во всемирный День травматолога, который отмечается 20 мая, «АиФ-Воронеж» о сезонных опасностях подросткового досуга рассказал детский травматолог Алексей Инякин.

Не так срослось

Кирилл Нестеров, корреспондент «АиФ-Воронеж»: Алексей Иванович, в чём специфика работы детского травматолога, и с чем к вам обычно приводят детей?

Алексей Инякин: Специфика работы детского травматолога в своевременном лечении последствий полученных травм и в оказании первой помощи после повреждений. Разница в том, что детский организм способен к более быстрой регенерации, чем взрослый. И здесь очень важно своевременно оказать первую помощь и назначить правильное лечение, чтобы ткани срослись должным образом.

- А бывает, что кости срастаются неправильно, и чем это опасно?

- Часто бывает, что ребёнок при падении сломал руку, например, локтевую кость. Мама думает, что это только ушиб, который сам пройдёт. Но проходит неделя-другая, а боль остаётся. Рука ребёнка болит и пухнет, а костные ткани уже начали неправильно срастаться. Запускать такие травмы опасно – это чревато потерей функции конечности. Например, травмированная рука всю жизнь не сможет выполнять все действия, которые по силам здоровой. Если такой перелом вовремя не обнаружить и не принять меры, то впоследствии травма о себе обязательно даст знать. Напомню: чтобы диагностировать перелом, необходимо сделать рентгеновский снимок.

Зимние каникулы ещё страшнее

- В какой сезон больше детского травматизма и почему?

   
   

- Травматизма детского, как и взрослого, больше зимой. В основном это переломы костей, различные черепно-мозговые травмы, растяжения и разрывы сухожилий, которые происходят при падениях в гололёд или при обрушении льда с крыш. У детей и подростков могут быть травмы из-за уличных игр, например, при игре в снежки, катании на коньках, спусках со снежных горок и при другом активном отдыхе. Но подчеркну, зимой большинство травм люди получают на обледенелых тротуарах.

- На носу у школьников летние каникулы. Чем опасно это время с вашей профессиональной точки зрения?

- Детский травматизм, равно как и взрослый, зачастую связан с гаджетами, ДТП, солнечными и тепловыми ударами, также случаются проблемы на водоёмах. Современные дети больше взрослых живут в мобильных телефонах и, даже переходя дорогу, не открывают от экранов глаз. А летом машины ездят быстрее, чем зимой. Самого транспорта становится больше – на дорогах прибавляются мотоциклы, мопеды, скутеры, велосипеды, электросамокаты, моноколёса. Малолетние водители  этих транспортных средств часто ездят без правил и везде, где хотят. Опасны все виды транспорта, но выделить хочется именно безмоторный. Нередко самокатчики и велосипедисты виляют между пешеходами, не подавая при этом никаких сигналов. Ещё страшней, когда такие водители едут с пассажирами. И это уже отдельная категория ДТП.

- В вашей практике были пациенты, пострадавшие от самокатов?

- Был жуткий случай, правда, не в моём кабинете, я просто оказался свидетелем и поневоле – участником. Прошлым летом, когда на городских электросамокатах ещё не стояли ограничители скорости, я видел, как девушка, на вид не старше двадцати лет, в центре Воронежа, упав с электросамоката, тормозила лицом. Она мчалась поперёк дороги на большой скорости. Стоя на самокате, спрыгнула с одного бордюра, врезалась в другой и, перелетев через руль, несколько метров по инерции движения проскользила лицом по асфальту. Когда поднялась, то её лицо было сплошным кровавым пятном, несколько зубов валялись неподалёку. Девушка была в жутком шоке и не знала, что делать. Я подошёл к ней, оказал необходимую помощь, вызвал «скорую», сбегал в аптеку за перекисью водорода и перевязочными материалами. Передал пострадавшую коллегам из «03». Дальнейшую судьбу этой девушки я не знаю.

На дурном примере

- Сегодня мы нередко слышим фразу «психологическая травма» – это понятие тоже в компетенции детского травматолога?

- Нет, скорее, мы работаем с последствиями этого явления, когда ребёнок или подросток в свете психотравмы начинает вести себя неадекватно, подвергая опасности себя и окружающих.

- Почему так происходит?

- Думаю, причина – родители и гаджеты. Каждый ребёнок растёт, подражая, - сначала родителям, затем товарищам, авторитетам из фильмов и игр. Родители бывают заняты заработками или другими взрослыми делами, поэтому дети начинают искать себя на просторах интернета, в играх, не всегда полезном общении, постепенно поддаваясь дурным примерам и получая эти самые психотравмы.