Пандемия царит почти два года. Ученые по всему миру ищут способы избавления от инфекции и говорят о пользе прививок. Тем не менее, остаются скептики, которые не верят в эффективность вакцинации и предлагаемых врачами методов лечения.
В этом есть логика, ведь изменения в рекомендации по применению препаратов для лечения коронавируса вносятся регулярно. Чему верить? Какие новые лекарства помогут справиться с инфекцией? Сколько в стране антиваксеров? На эти и другие вопросы ответили ведущие авторитетные эксперты в области медицины. «АиФ-Воронеж» делится с читателями актуальной информацией.
Скептики и критики
«Согласно данным на 31 октября, мы видим следующую картину. У нас четко определились группы антиваксеров в зависимости от своих установок: вакциноскептики, вакцинокритики и вакцинодиссиденты», – рассказала советник генерального директора ВЦИОМ, кандидат наук Елена Михайлова.
Как показывают исследования, порядка 15% невакцинированных граждан просто боятся делать прививку, кто-то боится последствий вакцинации. 13% – относят себя к вакциноскептикам, которые выступают за недоказанность вакцины. Группа вакцинокритиков тоже испытывает недоверие к отечественной разработке и опасается последствий вакцинации.
«Недоверие и опасение будут переноситься и на предлагаемые методы лечения. В случаях, когда заболевание проходит не очень тяжело, названные мною барьеры могут сыграть большую роль. Бывает, что люди прячут в тумбочку назначенные врачом лекарства», – подтвердила Михайлова.
Когда возникает вопрос о назначаемом методе лечения, важно понимать: есть ли инструменты, которые могут облегчить течение болезни, и подходы, учитывающие индивидуальную особенность людей. Здесь нельзя не сказать об информационном сопровождении вакцинации. По началу давалось много противоречивой информации, и люди перестали понимать, где правда.
«У обывателя, который ничего не понимает в фармакологии, может сформироваться представление, что не существует четкой стратегии лечения, и врачи среди хаоса просто пытаются эксперементировать на людях. Таким образом, только усиливается тревожность», – подытожила советник генерального директора ВЦИОМ.
Залог успеха – раннее начало лечения
«Сегодня мы делаем все возможное, чтобы спасти каждого больного, но в данном вопросе огромную роль играют генетические факторы, – вступает в дискуссию директор института биомедицинских исследований и терапии, заведующий кафедрой клинической иммунологии и аллергологии Института клинической медицины имени Склифософского Александр Караулов. – С точки зрение генетики COVID-19 протекает совершенно различно. Сопутствующие заболевания утяжеляют заболевание. Кроме того, роль играет образ жизни, питание, сердечно-сосудистая, нервная система – все это приводит к изменению иммунной системы. Мировая наука сильно продвинулась, на данный момент мы знаем особенности как тяжелого, так и легкого течения. Мы знаем, что возникает снижение количества лимфоцитов, усиление клеточной токсичности».
В середине ноября СМИ растиражировали информацию о том, что в России зарегистрирован первый препарат для лечения COVID-19 инъекционным способом. Это ученые называют прорывом.
В рекомендациях по лечению ковида указано, что терапию можно начинать и при высоком подозрении возникновения COVID-19. Есть препараты, действующие на сам вирус, а есть – на иммунную систему. Об этом рассказала заведующая кафедрой иммунологии и вирусологии Мордовского Государственного университета имени Огарева, доктор медицинских наук Ольга Радаева.
«Общий принцип назначения противовирусной терапии – максимально раннее начало лечения. С этим проблемы, потому что человек в первые дни еще не понимает, заболел ли он ковидом, и обращается за помощью поздно. Тем не менее, даже по истечении пяти дней с начала заболевания все равно остается действенным прием препаратов, борющихся с вирусами. Второе – это предупреждающие меры (маски, перчатки), которые в условиях частых контактов эффективны»,– объяснил профессор кафедры фтизиатрии и пульманологии лечебного факультета МГМСУ им. А. И. Евдокимова Минздрава России Андрей Малявин.
«В первой версии новейших методических рекомендаций в качестве противовирусной терапии представлено несколько препаратов, но абсолютным лидером являются препараты на основе фавипиравира. Также было доказано, что пациенты выздоравливают быстрее в среднем на четыре дня, к десятому дню происходит почти полное выздоровление», – рассказала профессор, член Российской академии наук Лариса Балыкова.
Главный уролог Минздрава России, академик Российской академии наук Дмитрий Пушкарь отметил, что основная проблема в действенном лечении ковида состоит в том, что многие пациенты начинают терапию слишком поздно.