Нужно уметь импровизировать. Преподаватель лестеха – о тонкостях работы

Евгения Перова / АиФ
По словам преподавателя лесопромышленного факультета ВГЛТУ Михаила Лысыча, в профессии он оказался случайно, но уже не видит себя без неё. Михаил рассказал vrn.aif.ru, как стал педагогом и за что он любит студентов, а также поделился историями о необычных случаях на парах и о своем музыкальном хобби. 
 

«Постоянно изучаешь что-то новое»

Алёна Хлевнюк, vrn.aif.ru: Михаил, расскажите, как вы пришли в профессию. 
Михаил Лысыч: По образованию я механик лесопромышленного производства. В преподавание на самом деле пришёл случайно. Я должен был защитить кандидатскую диссертацию, а для этого желательно быть сотрудником вуза. Вот и пришлось трудоустроиться учебным мастером на полставки. Оказалось, что преподавать – это интересно. 
 
- А за что вы любите преподавание?
- Ты постоянно изучаешь что-то новое. Кажется, что читаешь лекции по одной и той же дисциплине, но информация постоянно меняется, и ты должен за ней успевать. Тем более моя сфера связана с высокими технологиями. Ещё важно уметь экстренно подстраиваться под ситуацию. Например, в аудитории могут быть уже работающие по специальности студенты. Тогда нужно рассказать больше, чтобы заинтересовать даже тех, кто уже знает достаточно много.
 
- Никогда не хотелось поменять профессию?
- А чем тогда заниматься? Да, у меня есть смежная с преподаванием работа, но если оставить эту сферу деятельности, то где же мне брать хороших специалистов? Не нравится, конечно, огромное количество бумажек, но без этого сейчас никуда.

«Ко мне очень легко втереться в доверие»

- Расскажите, какими вы видите современных студентов.
- Во-первых, сейчас информация стала доступнее, и студенты знают, где и как быстро найти нужные им сведения. Это, конечно, сильно упрощает жизнь. Во-вторых, изменился подход к обучению: молодёжь не считает нужным заниматься только учёбой. Ещё если раньше в вузе требовали абсолютную посещаемость, грозили недопусками к экзаменам и отчислением, то сейчас многие студенты совмещают учёбу и работу, а большинство педагогов идут им навстречу. 
 
- А как вы взаимодействуете со студентами?
- Всегда пытаюсь заинтересовать чем-то. Как это сделать? Показать реальную деятельность – я привожу примеры из практической работы, если это даже не относится напрямую к дисциплине. А ещё студентам приятно, когда с ними общаются наравне. Однажды ко мне на экзамен пришёл студент, почти не посещавший занятий, и я начал расспрашивать о причинах. Оказалось, что молодой человек работает геодезистом, и я проконсультировался с ним, как со специалистом. 
 
- Какие технологии вы используете в работе?
- Нужно в принципе всегда стараться приобретать новое оборудование, тем более если этого требует специальность. Так, мы работаем на лазерном и фрезерном станках по металлу, нескольких 3D-принтерах. 
 
- Есть какой-то запомнившийся случай из профессии?
- Помню, на пару пришёл студент с баяном. Я просто не мог отпустить его, не попросив что-нибудь сыграть. Потом выяснили, что ещё один студент – гитарист. А в моём кабинете, как под заказ, лежали бас и акустические гитары. Вот мы и сыграли вместе песню «Кукла колдуна» группы «Король и шут». Теперь для таких случаев держу у себя гитары – всегда прошу студентов что-нибудь сыграть, если умеют.
 
- А не мешает ли возраст работе?
- Ко мне очень легко втереться в доверие. Я люблю студентов, которые хорошо работают, могут совмещать работу с учёбой. 
 

«Отвлечься мне помогает смена сферы деятельности» 

- Есть ли у вас параллельная работа?
- Я совмещаю несколько профилей. Помимо преподавания работаю в конструкторском бюро и инжиниринговом центре при ВГЛТУ. То есть вся моя трудовая деятельность так или иначе связана с инженерной сферой и студентами. 
 
- Вы много общаетесь с людьми, а есть ли способы отвлечься?
- Отвлечься мне помогает смена сферы деятельности. Иногда даже хочется где-то подольше остаться, но уже надо переключаться. Но, например, в научной сфере не приходится много общаться, ты в основном занят сам с собой. Если вообще отойти от работы, то я могу заняться музыкой. 
 
- Вы играете в музыкальной группе, не мешает ли это основной работе?
- Это же история не про одну конкретную группу. Если кто-то позовёт играть – пойду, периодичность разная. А в последнее время мы играем не так часто, а сами коллективы постоянно меняются. Я не профессиональный музыкант, лет десять назад просто решил попробовать исполнить свою давнюю мечту. Иногда, кстати, бывает, что и студенты могут помочь мне с нотами. То есть на паре я их учу, а потом они меня. 
 
- А есть ли что-то общее между этими сферами жизни? 
- Это настоящая тренировка мозга: нужно уметь ориентироваться на ходу, ты должен играть, даже если не помнишь или не знаешь. Ты буквально как студент, который не знает ответа на твой вопрос и начинает рассказывать что-то другое. Возможности остановиться и подумать нет. 
 
- Почему молодым людям стоит обратить внимание на преподавательскую деятельность?
- Стоит сделать упор не просто на преподавание, а на практическую часть своей профессии. Нужно становиться профессионалами, а потом параллельно помогать в этом другим. Так профессия преподавателя открывается совершенно по-другому.