«Мы возделываем сад». Педагог-психолог – о воспитании вузами профессионалов

Наша встреча с заведующей кафедрой практической психологии Воронежского государственного педагогического университета Татьяной Худяковой оказалась «знаковой». 2023 год стал для нее особенным – 40 лет назад она окончила вуз. А в феврале Татьяна Леонидовна получила награду как педагог-наставник, который «воспитал» двух победителей и лауреатов Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России».

   
   

За годы работы в университете Татьяна Худякова и сама выросла от молодого специалиста до кандидата психологических наук. О том, каким был ее путь и  о своих студентах, она рассказала vrn.aif.ru.

«Мы сопровождаем студентов в счастливый период жизни»

Ирина Долгих, vnr.aif.ru: Как вы пришли в профессию преподавателя?

 
Фото: АиФ/ Евгения Перова

Татьяна Худякова: Моя квалификация по диплому звучит как «Психолог. Преподаватель психологии». Я окончила университет 40 лет назад. В мои планы совершенно не входило преподавать в вузе. Но, так счастливо сложилась моя студенческая юность, что моими преподавателями были совершенно удивительные и уникальные люди. Благодаря той атмосфере я поняла, что очень много смысла именно в этой профессии.

Проходя практику на пятом курсе университета, я читала лекцию студентам, преподавателям того вуза и моей родной кафедры. От их вердикта зависела моя судьба, и я получила очень позитивную обратную связь. Можно сказать, что тем самым они дали мне путевку в жизнь.

- В вашей семье есть еще преподаватели?

- Моя мама преподавала экономическую географию в вузе. Она всегда с любовью относилась к своей профессии. Когда я была ребенком, то говорила, что никогда не буду педагогом, потому что это отнимает время от семьи. Потом я очень многому научилась у мамы. К счастью, у меня всегда был очень достойный образец.

   
   

- За что вы любите свою работу?

- Еще в студенческие годы я поняла смысл фразы Антуана де Сент-Экзюпери о том, что единственная настоящая роскошь на земле – это роскошь человеческого общения. У преподавателя есть возможность получить насыщенное профессиональное общение, заниматься научной работой.

 У нас есть наши студенты, которых мы сопровождаем в течение счастливой поры жизни – студенческой юности. Это очень ответственно и интересно.

Сейчас на нашей кафедре работает профессиональная команда, которой мы дорожим. У нас есть возможность заниматься научной работой, реализовать себя как преподаватель. А главное – насыщенное, интенсивное, насыщенное профессиональное общение. Это уникальная профессия.

Татьяна Худякова получила награду за воспитание победителей регионального конкурса педагогов-психологов Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

 

- Что вам не нравится в вашей работе?

- Самый большой минус – это ненормированный рабочий день. Я сожалею о том, что время, которое могла бы посвятить детям и внуку, часто приходится отдавать профессии. Работа очень поглощает, а родные и близкие тоже в нас нуждаются.

- Бывало такое, что вы хотели сменить профессию?

- К счастью, нет. Случались кризисы и сложности, но без них вообще не происходит развитие. Хотя, я могла бы стать журналистом. Потому что я выпускница кафедры социальной психологии, которая тесно связана с информацией, коммуникацией, интервьюированием, организацией беседы. Этим навыкам я сейчас учу студентов.

А, может быть, я бы нашла себя в цветоводстве. У нас с этой профессией очень близкие профессиональные задачи – мы возделываем сад.

- Какими вы видите современных студентов?

-Я, как преподаватель с очень многолетним опытом, имею возможность сравнивать разные поколения студентов. И нынешние совсем другие. Вообще сравнивать сложно, потому что у каждого поколения есть свои возможности.

Цифровизация кардинально меняет все. Я горжусь и любуюсь теми, кто умеет этим пользоваться. Такие молодые люди мотивированные, у них есть компетенции, которых нет у нас.

Но есть и те, кто не хочет  использовать данные им возможности. В целом, стало одинаково больше мотивированных ярких будущих профессионалов и тех, кто в профессии себя, скорее всего, не реализует.

Это поколение тех, с кем нам нужно научиться взаимодействовать. Мы имеем дело с тем поколением, которое не будет осваивать социум, который был до них, а начнут конструировать новое. Такое в истории нашей цивилизации впервые. Насколько мы будем им интересны, во многом зависит от нас.

Плюс профессии в том, что именно в образовании, особенно высшем, нужно всегда искать баланс между традициями и инновациями. Дерево всегда жизнеспособно, если у него могучие крепкие корни.

«Главное – ничего не навязывать»

- Как выстраиваете взаимоотношения со студентами?

- Плюс профессии преподавателя в том, что именно в образовании, особенно высшем, нужно всегда искать баланс между традициями и инновациями. Дерево всегда жизнеспособно, если у него могучие крепкие корни.

Мне дорога метафора «альма-матер». Мы - это гнездо, где птенчики вырастают, становятся на крыло. И от нас зависит то, каким будет их полет, готовы ли они и часто ли будут к нам возвращаться, чтобы подпитаться. Поэтому отношения выстраиваю как можно более мудро. Отношусь к студентам с большой любовью, при этом отличаю свободу от вседозволенности. И я у них очень многому учусь, и очень дорожу нашими отношениями.

- Вам мешает возраст в общении со студентами?

- Когда я была молодым преподавателем, меня смущало то, что мои студенты не намного моложе меня, а некоторые были даже значительно старше. Это было серьезным препятствием. По мере взросления стала понимать, что каждый период имеет и ограничения, и преференции.

Я учусь распоряжаться накопленным опытом. Главное – ничего им не навязывать. Я привожу их к источнику, и он с каждым годом становится более полноводным. Хочется верить, что возраст для преподавателя вуза – это позитивный багаж.

- Какой случай в вашей практике стал самым запоминающимся?

- Сложно выделить какой-то один.... Но есть  эпизод, который мне очень дорог. К нам на первый курс пришли две студентки и сообщили, что они – дочери наших выпускниц. То есть мы выучили замечательных психологов, а они воспитали своих детей, которые пошли по их стопам. Наверное, это признак того, что мы хорошо работаем.

- Какие технологии используете в своей работе?

- Дистанционное обучение погрузило нас во все современные методы и технологии. Мы его приняли с радостью, до сих пор продолжаем осваивать.

Благодаря цифровым технологиям удалось расширить взаимодействие с коллегами. Замечательно, что у нас сейчас есть такие возможности.