«Это самая крутая профессия». Преподаватель журфака – о студентах и работе

Как многие знают, 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. И хотя, кажется, что Елена Тюрина совсем недавно была студенткой, сейчас она стоит по другую сторону образовательного процесса. Елена Владимировна преподаёт на факультете журналистики Воронежского государственного университета с 2019 года. Но за такой небольшой период она смогла стать настоящим другом многим студентам. Елена рассказала нам о «детях», своих подходах к преподаванию и поделилась «рецептом» настоящего отдыха.
 

«Отказалась от хорошей работы и шагнула в неизвестность»

Алёна Хлевнюк, vrn.aif.ru: Елена, расскажите, как вы пришли в профессию.
Елена Тюрина: Учась в вузе, я смотрела на наших педагогов, и казалось, что это так круто: общаться со студентами, влюблять их в профессию. При этом я хотела оставаться журналистом. Когда мне предложили частичную занятость выпускающего редактора в телестудии факультета, работала в «Московском комсомольце». На самом деле я была готова трудиться и бесплатно, только бы на журфаке. Так я отказалась от хорошей работы и зарплаты и шагнула в неизвестность. 
 
- За что вы любите свою работу?
- За студентов! Это мой ответ и на вопрос: «Зачем оно мне?» Но раньше всегда казалось, что люблю профессию через других людей. В пандемию появился адский страх, что это не моё. Но пришло другое осознание: я люблю преподавание не через кого-то, а просто потому что люблю. 
 
- И никогда не хотелось поменять профессию, уйти из педагогики?
- Ни единой мысли! Пандемия совпала с тяжёлым личным периодом. Тогда, во время дистанционки, не хотелось ни есть, ни вставать, ни голову мыть. Единственное, я точно знала, что в 11.30 у меня пара, поэтому отдирала себя с постели и проводила занятие. И становилось лучше.
 
- А что вам больше всего не нравится в своей работе?
- Очень много ненужных бумаг, которые убивают всё творчество. Какие-то таблицы, программы, отчёты забирают время и силы, которые можно было бы потратить на студентов, тщательное изучение постоянно меняющейся медиасреды.
Фото: Из личного архивa

 

   
   

«Студенты не должны бояться отвечать»

- Какими вы видите современных студентов? 
- Они абсолютно разные: закрытые и открытые, весёлые и серьёзные, творческие и научные. У нас много душевных ребят – ты видишь, что в человеке есть что-то большее, чем просто мозги. На журфаке не редкость «дружба» преподавателей со студентами – ты можешь морально поддержать своего «ребёнка», а он в ответ знает, как помочь тебе.
 
- Поделитесь секретами: как вы выстраиваете с ними взаимодействие?
- По жизни я действую по обстоятельствам, поэтому и работаю ситуативно. Если я вижу, что аудитория агрессивная, то её нужно остудить. студенты зажаты, показываю, что я не враг. Наверное, я отталкиваюсь от собственных воспоминаний. Студенты не должны бояться отвечать. 
 
- Вы – молодой преподаватель. Не мешает ли возраст в общении со студентами?
- Всё зависит от того, как выстраивать коммуникацию. Конечно, на старших смотрят как на опытных, авторитетных педагогов. Я тоже могу начать косить под мэтров, но зачем? Мне 29 лет, а моим студентам 18-21. В этом и есть прелесть – ты можешь быть им другом. Например, обсуждать тексты, не разнося их в пух и прах, а так, чтобы вместе посмеяться над ляпами и больше их не делать. Или же ответить современной шуткой из сериала или видео. 
 
- Расскажите о каком-нибудь запомнившемся случае из профессии.
- Все самые яркие пары – это когда тебе приносят классные тексты или новый проект, когда ты видишь, что действительно старались. Но запоминается не только что-то по учёбе. Например, во время удалёнки на Хэллоуин студенты нарядились в простыни и как привидения подключились к паре. Мне кажется, что такие случаи добавляют жизни в жизнь.   
 
- Какие современные подходы и технологии вы используете в преподавании?
- Я не даю сухую теорию, которую нужно зазубрить, мы всегда обсуждаем и перекладываем всё на практику. Например, у третьего курса веду «Управление проектами», там проходим типы личностей в команде, а я привожу примеры из фильмов и сериалов. Люблю использовать геймификацию и ситуативные задачи: с четвёртым курсом играли в «Какой ты мем?». В таком формате тоже можно разобрать, почему какую-то проходную новость на сайте читают лучше, чем хороший аналитический материал. Но это разовые акции, чтобы не превращать обучение в вузе в цирк. 

«Спорт помогает справиться с огромной нагрузкой»

- Вы много коммуницируете с людьми, а есть ли способы отвлечься?
- Обожаю сноуборд, хоть катаюсь непрофессионально. В тёплое время года люблю переключаться на велосипед. Еще занимаюсь в спортивном зале. Нагрузка на работе большая, а силовые упражнения делают меня выносливее. 
 
- А что-то более спокойное?
- Могу книжку почитать, приготовить что-нибудь, с друзьями встретиться. Но что я действительно предпочитаю вне работы, так это отсутствие людей. Исключение – ближний круг. У нас с подругами, чья работа тоже связана с постоянным общением, есть любимая фраза: «Пойдём куда угодно, главное, чтобы там никого не было». 
 
- Почему молодым людям стоит обратить внимание на профессию преподавателя и выбрать её для себя?
- Потому что это самая крутая работа на свете. Где ты ещё получишь такой заряд энергии? Тут, правда, много свободы, ведь ты сам выстраиваешь план занятий, сам ведёшь их. Для творческого свободолюбивого человека очень подходит. А ещё ты всё время в теме. Но не надо идти в педагогику, если к этому не лежит душа. Преподавание – это невероятная любовь, но и невероятное терпение.