Среди педагогов особое уважение вызывают те, чья профессия стала семейным делом, передаваясь из поколения в поколение. Именно таким человеком является Всеволод Москаленко, директор частной образовательной школы Top IT School в Воронеже. Руководителю образовательного учреждения и педагогу в восьмом поколении всего 27 лет, однако это не стало помехой для его авторитета среди учеников. В преддверии Дня учителя в беседе с корреспондентом «АиФ-Воронеж» Всеволод Москаленко рассказал о современных детях, влиянии директора на учеников, воспитании молодого поколения и любви к своей профессии.
Учить детей и учиться от них
Юлия Францова, корреспондент «АиФ-Воронеж»: Расскажите, как вы пришли в профессию?
Всеволод Москаленко: Я являюсь продолжателем педагогической династии и педагогом в восьмом поколении по материнской линии. Все мои прадеды были директорами школ, а их потомки — учителями. Сам я в педагогике уже более десяти лет. Всю свою жизнь был связан с этой сферой, понимал, что она интересная, и хотел дальше посвящать ей жизнь. После школы окончил педагогический университет по направлению «Экономика и управление». Мог быть преподавателем профессионального звена, однако хотел работать именно в школе. Тогда я дополнительно прошёл переподготовку на учителя истории и обществознания. Несмотря на это, позже стал преподавать и в университете.
— Помните ли свои ощущения и эмоции в первый день в роли директора школы?
— Директором я, наверное, ощутил себя первого сентября, во время первой линейки. В тот момент испытал чувство гордости и удовлетворения, потому что всё получилось. Это был достаточно сложный и крупный проект, и его запуск, к счастью, стал удачным. Также я был благодарен всем родителям, которые доверили нам своих детей.
— Что вам больше всего нравится в вашей работе?
— Я люблю контактировать и общаться с детьми. Мне важно, чтобы они были открыты ко мне. Также я наставляю всех педагогов, чтобы они занимали дружескую позицию по отношению к детям, и при этом в их взаимодействии оставались определённые рамки и границы, не позволяющие допустить вседозволенность. Сейчас дети более продвинуты, чем мы, у них всегда есть что-то интересное, чем они могут поделиться. Мне же нравится их учить. Общение с педагогами в моей работе занимает не менее важную роль. Нередко я направляю их на профессиональном пути. Вся эта деятельность даёт понять, что ты вносишь определённый вклад как в будущее детей, так и в принципе в образовательную систему.
«Самое сложное — найти профессионалов своего дела»
— Приходилось ли вам сталкиваться с трудностями в работе?
— Самая большая проблема, актуальная не только для меня и нашего города, — это, конечно, кадровый голод среди педагогов. Кандидаты есть, но не со всеми мы готовы сотрудничать из-за неподходящей нам идеологии учителя или набора его компетенций. Я достаточно требовательный к подбору педагогов, поэтому при устройстве на работу они проходят несколько этапов собеседования. Самое сложное — это найти профессионалов своего дела, которые искренне заинтересованы в работе. Как правило, это те люди, которые пришли в школу не потому, что окончили педагогический университет, а из-за их желания взаимодействовать с детьми и передавать им свои знания.
— Что служит для вас мотивацией в сложных ситуациях?
— Я человек идейный, и это меня вдохновляет. Мы выстраиваем абсолютно другой формат, благодаря которому можем выпустить из школы классных и самобытных личностей. В целом это идея о светлом будущем образования и детей, а также их дальнейшего развития.
— По вашему мнению, насколько сильным является влияние директора на учеников?
— Если говорить про частную школу, то здесь наблюдается непосредственное прямое влияние. Но всё зависит от самого директора. Он может сам тянуться к детям, а может, наоборот, уйти в административную работу и отстраниться от воспитательной деятельности. Моя дверь для учеников всегда открыта. В какие-то моменты я и их поддержу, в какие-то, наоборот, поругаю, если на это есть причины. Также я оказываю влияние на детей через педагогов, для которых выстраиваю определённый маршрут работы. В этих целях для учителей проводятся различные тренинги, направленные на работу со школьниками.
Подход к каждому ребёнку
— Расскажите о современных детях. Какие они?
— Поначалу казалось, что с ними будет сложно выстроить взаимодействие, потому что педагогический состав, который собрался в нашей школе, как правило, пришёл из муниципальных образовательных учреждений. Мы привыкли заходить в школу, где по две тысячи обучающихся, и все они в одинаковой форме. Ты только неделю или две пытаешься запомнить их имена и не сразу распознаёшь характер каждого из учеников. Здесь же, наоборот, дети сразу показывают себя. Благодаря формату нашей работы мы видим их самобытность, что позволяет намного быстрее войти с ними в контакт. Сами же дети абсолютно разные. Несмотря на какие-то их личные особенности, понимаешь, что в каждом из них есть огромный потенциал. Главное — понять, куда его будет правильнее направить.
— Что вы считаете самым важным в воспитании молодого поколения?
— Воспитание в детях человечности, а также наделение их лидерскими качествами. В наше время надо иметь невероятный талант, чтобы преподнести себя в социуме и закрепиться в нём. Сейчас настолько прогрессивное общество, что это отражается даже на взаимосвязях, и человек, которому не хватает каких-то качеств и социальных навыков, может остаться за бортом. В школе мы работаем над тем, чтобы избежать подобных ситуаций у детей. Мы учим их находить путь для входа в любой социум.
— Существуют ли у вас какие-то особые методики, чтобы найти подход к детям?
— Методик, по которым мы работаем, нет. В нашей работе важна душа. Каждый преподаватель так же, как и дети, индивидуальный, и у каждого из них свой подход к работе, главное, чтобы он был продуктивным. При составлении профессионального имиджа педагога мы стараемся отталкиваться от возможностей самого человека. Так, например, учитель физики не расположен во время перемены няньчиться с учениками младших классов, но со средним звеном он может абсолютно спокойно смеяться, находить актуальные и современные темы для разговоров, быть в тренде. Самое главное, чтобы всё было в рамках допустимого, поскольку педагог — это человек, которого надо уважать и которым надо гордиться. Этому мы и учим детей и их родителей.
— Как строится образовательный процесс в вашей школе?
— У нас школа полного дня. Дети в ней занимаются с девяти утра до половины шестого вечера. При этом старшие классы находятся в школе немного дольше, поскольку у них есть дополнительные занятия. Первая половина дня, как правило, занята основными общеобразовательными дисциплинами, как и в обычной школе, вторая — дополнительными. Среди них изучение программирования, так называемый старт в IT. В рамках него дети изучают робототехнику, дизайн и само программирование. Также в этом блоке есть блогинг-лаборатория и всё то, чем интересуются современные дети. Уроки английского для учеников проходят каждый день. Изучение иностранного языка представлено в нескольких форматах. Для детей организованы основные уроки, театральная студия на английском языке и разговорный клуб с носителями языка. Также в школе проходят тимбилдинги, которые проводят как классные руководители, так и психолог. Одной из особенностей школы является то, что вся домашняя работа выполняется в конце учебного дня вместе с дежурными учителями. Такой подход позволяет ученикам насладиться беззаботным детством после окончания занятий.
Основная задача директора — быть готовым к любой ситуации
— Как вы передаёте свои знания и опыт детям?
— Если говорить о предметном опыте, то в достаточно разных форматах. Для меня важна командная работа и возможность проявления каждого ребёнка в коллективе. В то время, когда я, будучи учителем истории и обществознания, активно преподавал в школе, вместе с детьми мы ставили театральные постановки, собирали большие макеты, смотрели фильмы и мультфильмы, а после с помощью них конспектировали какие-то моменты относительно занятия — разбирали личность персонажа, события, происходящие на экране. В первое время родители жаловались на то, что вместо урока их дети смотрели фильм, однако позже они поменяли своё мнение, глядя на выросшую успеваемость учеников.
— Что для вас значит быть руководителем образовательного учреждения?
— Быть лидером, наставником, защитником и человеком, знающим нюансы каждого школьного предмета. Для директора также важно смотреть на несколько шагов вперёд и быть готовым к любой ситуации, которая может возникнуть. В этом случае важно обладать определённой психологической энциклопедией в голове. Если же её нет, то хорошей интуицией и развитым чувством эмпатии, чтобы понимать, что необходимо педагогу или ребёнку в определённый момент времени.
— Что бы вы могли пожелать всем тем, кто связан с образовательной деятельностью, в преддверии Дня учителя?
— Не бояться. Это те слова, которые я говорю студентам во время занятий в педагогическом университете. Важно найти в себе смелость идти пробовать. Если не получится с каким-то классом или же конкретным ребёнком, это значит, что у тебя на данный момент недостаточно каких-то компетенций. Однако это не говорит о том, что надо прекращать работать. Наоборот, в таком случае необходимо учиться и дальше получать новые знания для правильно выстроенной работы с детьми. Именно поэтому тем, кто связан с образовательной деятельностью, можно пожелать смелости, терпения и усидчивости, которая будет способствовать как обучению детей, так и личностному росту.
Реклама. АНО ДПО «Академия ТОП» (филиал «Академия ТОП Воронеж»)