Задача женщины – нести в мир красоту. Наверное, поэтому в Воронежском государственном промышленно-технологическом колледже на мастеров садово-паркового и ландшафтного строительства учатся в основном девушки. Зайдя в класс, где они занимаются, чувствуешь себя словно в оранжерее. Студентки выращивают цветы, а мастер производственного обучения Галина Дедяева «выращивает» их самих: учит трудиться и ценить прекрасное.
Случайность или судьба?
Юрий Голубь, vrn.aif.ru: Галина Вячеславовна, как вы стали учить студентов? Это случайность или судьба?
- В колледже я работаю четыре года. Но ещё в восьмом классе школы у меня была мечта поступить в Усманское педагогическое училище на учителя начальных классов. Но родители были против. После десятого класса сдала экзамены в Липецкий пединститут на учителя биологии – не набрала один балл.
Не поступив, приехала в Воронеж и захотела пойти работать на механический завод. Села на трамвай на Памятнике Славы, но на остановке «Политехнический институт» все трамваи встали. Я минут 20 ждала, беседовала с попутчицей. И тут она говорит: «А зачем тебе ехать на мехзавод? Вот же «Электросигнал», я на нём 30 лет отработала. Чем он хуже?».
Мы сразу отправились на проходную, а там – приёмная комиссия восьмого профтехучилища. Так я отучилась на монтажника радиоэлектронной аппаратуры и приборов, получила красный диплом и отправилась в первый Ленинградский индустриально-педагогический техникум, где мы получили специальность «Мастер производственного обучения». Вернувшись в Воронеж, я стала преподавать в пятом училище на Московском проспекте.
К 1996 году радиоэлектронная отрасль пришла в упадок, я попала под сокращение. Какое-то время не работала, дети были маленькими, а в 2005 вернулась в эту сферу и в конце концов, переучившись на новое направление, устроилась сюда, в колледж.
- Значит, всё-таки судьба…
- У меня папа был учителем биологии, старшая сестра работала воспитателем в детсаду, брат и сноха работают в школе. Супруг и его сестра работают в нашем колледже. Свёкор работал в системе профтехобразования.
- Целая династия! А лично вы за что любите свою профессию?
- Знаете, все дети, конечно, разные, но они не дают скучать. С ними часто весело. Иногда невесело, но всё равно интересно. И в земле я возиться люблю. Мне кажется, она успокаивает, подпитывает положительной энергией. Посмотрите, сколько у нас зелени: поливаем, рыхлим, переставляем, обрезаем. И дача есть – я люблю там выращивать цветы.
«Мы должны учить всех»
- А студенты изменились с 90-х годов?
- Конечно. Я помню себя в школе, нас тоже ругало старшее поколение. Но у современных детей иждивенческая позиция. Девчонки из моего первого выпуска были ответственнее, серьёзнее относились к труду. А теперь дети слабее и, мне кажется, беззащитнее. И при этом считают, что все им должны.
А посмотрим на интеллект. Книжек они не читают. Может быть, телефоны виноваты. Они даже на листочке не умножают – только в телефоне.
Есть серьёзные девчонки. А есть безразличные ко всему.
- И что же делать? Как их заинтересовать?
- К каждой нужен свой подход. Одну достаточно по головке погладить, на другую нужно надавить. А кого-то так жалко, что даже за дело не хочется повышать голос. Не знаю, почему так получается.
- Выступаете в роли адвоката? А в какой профессии ещё можете себя представить?
- В своё время, когда не работала, я отучилась на швею-вышивальщицу. Мне очень нравится вышивать, но времени, конечно, не хватает. Когда-то я и вязала. А недавно увлеклась поделками из бумажных трубочек: получаются красивые вазы для цветов. Люблю что-то делать руками. Говорю девчонкам: хотите, научу? Две-три заинтересовались, большинство инертно.
Бывает, они сами начинают меняться. Есть у нас учебный модуль – выращивание цветочных культур в открытом и защищённом грунте. Я девчонкам повторяю: вы должны разбираться в цветах. Толку немного.
А как-то раз две девочки из прошлого выпуска, устроившись на производственную практику, приходят и говорят: «Галина Вячеславовна! Нам так стыдно было!» «Что случилось?» «Да у нас простые рабочие спросили, как цветок называется, а мы даже не знали, что ответить».
Есть и хорошие девчонки – занимаются, планируют в лесотехнический поступать, просят узнать, когда там день открытых дверей. Детки разные, и мы должны учить всех.