Сквозь панорамные окна видны всевозможные балалайки, маленькие и большие гусли и другие диковинные музыкальные инструменты. Эта экспозиция в Городском Дворце культуры по улице 9 Января, 108 – точка притяжения посетителей и простых прохожих.
Это Музей забытой музыки. Руководит им Сергей Плотников – идейный вдохновитель и единоличный создатель оригинального места, он же - мастер народных музыкальных инструментов. О том, что же из себя представляет музей, Сергей Плотников рассказал редакции vrn.aif.ru.
Крутые повороты судьбы
Музей забытой музыки в Воронеже появился в 2007 году. Сначала это была музыкально-мастеровая затея двух супругов-энтузиастов Сергея и Иустинии Плотниковых. Со временем место стало обрастать новыми экспонатами и переехало в выставочный зал, где обрело еще больше поклонников по всей России.
Говорят, в 40 лет частенько происходят крутые повороты в судьбе человека. Так случилось и в жизни Сергея. Ни образование, ни работа, ни даже увлечения – ни намека на то, что он станет хранителем традиций русской музыки.
Вообще у Плотникова только одно образование – школьное. 10 лет после выпуска он работал на заводе слесарем. В 1990 году ушел в школу-интернат для детей-сирот, в 1995-м – на станцию юных туристов. Потом настали совсем трудные времена, пришлось уехать в Москву работать дворником – хоть какие-то деньги получать. В 2002 году опять Воронеж, устроился в интернат. Тут-то жена Иустиния и преподнесла мужу судьбоносный подарок.
Это была книга «Народные инструменты с чертежами». По замыслу жены, Сергей должен был сделать «трещотку и может быть какую-нибудь простую дудочку» для славянского лагеря, который находился в Центре игровых технологий. Но дело оказалось невероятно увлекательным.
По чертежам из той книги Сергей сделал не только дудочки и трещотку, но и настоящую волынку. И хоть инструмент удался, играть на нем мастер не смог – не хватило музыкального образования.
Здесь на помощь пришел друг Константин Петрович Харитонов. Он преподавал игру на балалайке в школе-интернате, где работал Сергей, а по вечерам друзья собирались в мастерской и вместе пытались создавать музыкальные инструменты. Заодно Константин объяснял Сергею, что такое мажор и минор, диез и бемоль.
«Спустя время обучений мы сделали музыкальный ансамбль «Травень», в который вошли африканский барабан джамбе, балалайка и флейта, а также моя волынка. Мы играли шотландскую, ирландскую, шведскую, русскую инструментальную музыку. Два года просуществовала группа и обрела популярность. Людей привлекал интересный и необычный для начала 2000-х набор инструментов. После этого мы создали фольклорный ансамбль «Рандата», где было три вокалистки - выпускницы Воронежского Института искусств. Они пели народные песни, а мы дополняли их музыкальными инструментами», - рассказывает Сергей.
Мастер без образования
Музей наполнялся постепенно. Сначала появилась арфа, потом гусли, лира, дудочки, волынка... Почти все инструменты своего музея Сергей сделал сам по старинным чертежам. Со своими лекциями он выезжает на фестивали по всей России. Теперь, радуется Сергей, среди публики обязательно найдется хоть один, кто опознает музыкальный инструмент гудок. Еще пару лет назад такого не было.
«Музыкальные народные инструменты делаются из того, что есть под рукой» - с этой мыслью Сергей Плотников создает свои творения. Например, для производства балалайки вместо колков (деталь струнных инструментов в виде небольшого стержня для закрепления и натяжения струны. – Ред.) он использовал мебельные винты. Причем на звучании инструмента это никак не отражалось.
Есть в музее и такие инструменты, которые музыкальными совсем не назовешь. Например, пила, рубиль и колеса – из них тоже можно извлечь звуки.
А о некоторых экспонатах из рассказов Сергея и вовсе можно узнать совсем неожиданные факты. Оказывается, привычная нам балалайка треугольной формы, в XVIII веке была круглой и делалась из тыквы-горлянки.
«Одна палка, два струна. Я хозяин вся страна», - так раньше говорили про балалайку, - рассказывает Плотников. – Ученый Якоб Штелин, когда описывал этот музыкальный инструмент, отмечал, что балалайка в XVII-XIX веках имела круглый корпус, длинный гриф и две струны. Одна из струн была мелодической, другая - бурдонной, то есть, издававшей одинаковый фоновый звук».
«Редко в деревнях встречался мужичок, который на этом, поистине антихудожественном инструменте ни наигрывал бы своих вещичек дворовым девкам. Такую балалайку купить можно было в любой лавке, а еще проще – изготовить самому», - приводит слова ученого.
Только к концу XIX века русский музыкант, организатор и руководитель первого в истории оркестра русских народных инструментов Василий Андреев облагородил балалайку и создал из нее академический инструмент. Время от времени он совершал со своим оркестром концертные путешествия в воинские части Санкт-Петербурга, а затем добился введения обучения игре на балалайке в армии. Тысячи и тысячи мужчин, возвращались из армии домой, научившись хорошо играть на этом инструменте. В народе полюбился андреевский вариант балалайки, в итоге последние 130 лет мы знаем только балалайку треугольной формы.
Хранитель традиций
Посетителей музея Сергей Иванович встречает в народном костюме, что сразу погружает их в нужную атмосферу. С сожалением наш герой говорит о том, что не слушал в детстве мамины напевы и не хотел перенимать искусство игры на балалайке от отца.
«Папа играл на балалайке и меня пытался научить. Но я наотрез отказывался. А мама пела, у нее был очень красивый голос. Зимой она пряла шерсть и всегда пела духовные песни. Это я сейчас понимаю, как это было красиво, а в детстве думал: «Вот, затянула опять свои молитвы». Если бы я тогда хоть чуть-чуть вслушивался и запоминал, был бы сейчас потомственным носителем фольклора», - вздыхает Плотников.
Есть у руководителя Музея забытой музыки и свои поклонники. В прошлом году из Кишинева ему позвонила женщина и рассказала, что ее 8-летний сын – настоящий фанат Плотникова. Мальчик каждый день смотрит записи Сергея на ютубе. А когда приходят гости, увлеченно рассказывает «рецепт» производства гудка. На день рождения юного поклонника Сергей Плотников провел для него персональный мастер-класс по видеосвязи.
А вообще жизнь Сергея насыщенна и многогранна. Он колесит по стране с лекциями, исполняет песни, придуманные его женой, мастерит инструменты и хранит традиции русской народной музыки.