Юшка для всех. Инклюзивный спектакль напомнил воронежцам о милосердии

Андрей Парфенов / Платоновский фестиваль

В рамках «Платоновского фестиваля» в Воронеже показали спектакль «Юшка», созданный артистами четырёх новосибирских театров и театральной студии «Инклюзион». Главные роли постановки сыграли люди с ограниченными возможностями.

   
   

Понятно без слов

«Творчество без границ» - такой слоган, наверное, должен был предварять это необычный спектакль. На одной сцене играли профессионалы и актеры-любители с инвалидностью. Вместе они показали трогательную историю, созданную по мотивам произведения Андрея Платонова «Юшка».

Старик Ефим по прозвищу Юшка безропотно терпит все тяготы грубого и жестокого мира. Люди отравляют жизнь бедного Юшки: закидывают камнями, бьют, устраивают общественные травли, просто потому что они решили, что он не такой, как они, а, значит, – изгой. Наивному персонажу противопоставлен весь остальной мир – шумный, грубый, наглый. Только после смерти старика люди узнают, кем он был на самом деле.

Роль Юшки исполняют все «особенные» артисты поочередно. Образ переходит от актера одного к другому в виде своеобразной эстафетной палочки – серой беретки. Надевая ее, рядовой актер становится чудаковатым старичком Юшкой. Так авторы постановки хотели показать, что все мы – своеобразные, все мы – Юшка.

Манера исполнения роли у актеров с инвалидностью может варьироваться в зависимости от их настроения. За тем, чтобы спектакль шел четко по сценарию, следят профессиональные актеры, они направляют «особенных» артистов, помогают им сориентироваться. А вот что остается неизменным – это практически полное отсутствие слов в спектакле. Текст повествования читает голос за сценой, а от актеров мы слышим лишь звуки и междометия. Связано это, по большей части, с тем, что у многих артистов те или иные проблемы с речью, однако зрителю переживания героев и динамика развития сюжета понятны на уровне чувств.

«Все мы играем Юшку»

Фото: Платоновский фестиваль/ Андрей Парфенов

Режиссер спектакля Анна Зиновьева своих актеров «особенными» людьми вовсе не считает. Напротив, она говорит, что все мы в меру особенные, и этим вторит замыслу «Юшки».

   
   

«Люди с инвалидностью в нашей стране пока еще живут обособленно. Но именно их, отличный от нашего, опыт взращивает в нас какие-то человеческие качества. Например, ранимость, чувствительность, доброту. Для них доброта – не расхожий материал, а важная фактура».

Как рассказала Анна Зиновьева, в людях с инвалидность можно найти именно те «особенные» качества, о которых писал Андрей Платонов.

«При этом в них есть качества «обыкновенных» людей. Таким образом, на сцене происходит синтез, – объясняет режиссер. – Все люди для Юшки – обиженные дети. Мы с ребятами много говорили о том, почему герой Платонова так себя ведет, и не нашли ответа на этот вопрос. Все мы играем Юшку и тех, кто его мучает. Именно об этом Платонов и писал».