Театр без стен. Почему стоит идти в Никитинский на «Двенадцатую ночь»

Екатерина Сафетина / АиФ

В рамках Платоновского фестиваля искусств Никитинский театр представил воронежцам спектакль «Двенадцатая ночь, или как угодно» по пьесе Уильяма Шекспира «Двенадцатая ночь, или что угодно». Отличает эту постановку от многих других отсутствие так называемой «четвертой стены» и право зрителей при помощи жребия выбирать роли для актеров.

   
   

Ближе к зрителю

Фото: АиФ/ Екатерина Сафетина

Четвертая стена - это воображаемая граница между актерами и зрителем на сцене, с трех сторон ограниченной декорациями. В случаях, когда режиссер или автор хочет погрузить зрителя в произведение еще глубже, сделать практически участником, поскольку актеры обращаются к зрителю, происходит «ломка четвертой стены». К такому приему в пьесах часто прибегал Уильям Шекспир. Режиссер «Двенадцатой ночи, или как угодно» Юрий Муравицкий решил не менять ничего и поставить все так, как задумывалось. Один из прогонов даже прошел в духе площадного театра – на улице. А в театре сценой для актеров послужила большая детская песочница. Часть зрителей сможет увидеть в этом имитацию улицы, площади, другие - легкость, взаимоотношение актеров и зрителей как детей на детской площадке, которые не стесняются друг друга и никакая четвертая стена им не мешает.

«Этот спектакль строится по канонам и по принципам площадного театра. Для нас очень важно, что мы это инициировали. Мне кажется, ребята многое поняли о том, как это работает. Чтобы сохранять этот камертон, нужно периодически выходить в открытое пространство», - уверен режиссер Юрий Муравицкий.

«Для меня было самым нелегким освоить этот метод и этот тип театра, которым мы никогда не занимались. Непросто было и отучить себя вживаться в образ и оставаться рассказчиком. Мы только на пути освоения этого метода, все эти годы в профессии мы погружались в образ, а здесь нужно просто, но как оказалось непросто, быть рассказчиком от лица образа», - делится впечатлениями о работе в новом формате худрук Никитинского театра Борис Алексеев.

Каждый показ уникален

Фото: АиФ/ Екатерина Сафетина

Впечатлили зрителей не только яркие образы и практически полное погружение в происходящее на сцене, но и неожиданное распределение ролей. Оно было непредсказуемым не только для зрителя, но и для самих актеров. Кто играет кого, решается перед самим показом. Происходит это так. Зритель видит на стене карту героев и номера. Каждый актер подходил к любому желающему зрителю, последний должен был вытянуть предмет, на котором написан номер. При этом актриса могла получить мужскую роль, а актер - женскую. Это еще более закручивает сюжет, поскольку по сценарию брат и сестра меняются местами.

   
   

«Такой спектакль очень долго нужно репетировать. Работа над ним началась в марте, тогда и пришла в голову такая безумная идея. Я очень рад, что коллектив театра согласился на эту авантюру. Это очень долгая скрупулезная работа, и, конечно, всем было непросто. Я никогда не репетировал так, что на каждой репетиции были новые исполнители роли», - рассказывает режиссер.

Действительно, комедия играется как угодно. Больше всего артистам хочется не вытянуть ту роль, которую ты уже играл вчера.

«Это тоже был определенный процесс, как сделать так, чтобы у нас не было любимых или нелюбимых ролей. Нужно было привыкнуть к тому, что здесь неважно, какая роль, мы просто играем спектакль», - говорит Борис Алексеев.

Актеры не только выучили всю пьесу Шекспира наизусть, чтобы перевоплотиться в любого героя, но и самостоятельно наносили себе грим. Во время действа часть актеров была на сцене, а другие играли на музыкальных инструментах, а потом все менялись местами.

«Еще очень важен рисунок каждой сцены. Если вы заметили - пластика у каждого персонажа своя. Очень многое нужно держать в голове», - говорит актриса Мария Соловей.