Притча со спецэффектами. В Воронежском оперном театре показали «Снегурочку»

На фото: Дед Мороз, Снегурочка и Весна. © / Александр Самородов / Воронежский театр оперы и балета

В Воронежском театре оперы и балета в эти выходные состоялась долгожданная оперная премьера – масштабный спектакль «Снегурочка» Римского-Корсакова.

   
   

Подготовка к премьере началась еще в 2017 году – солисты разучивали сложнейшие партии, готовились декорации, цеха отшивали десятки костюмов. Только париков для новой постановки было заказно около 40. «АиФ-Воронеж» рассказывает, как в театре готовились к событию.

Огонь и лед

Фото: Воронежский театр оперы и балета/ Александр Самородов

Для «Снегурочки», которую посвятили Году театра, подготовили четыре состава актеров. В одном из них главную героиню играет Софья Рудомёткина. Точеной блондинке с внешностью скандинавской красавицы роль Снегурочки выпадала в жизни не раз.

«К этой роли любой певец идет долго. Но образ мне очень близок. Первый раз я стала Снегурочкой в три года – в детском саду воспитатели увидели поющую девочку, одели на меня костюм, и я на всех утренниках пела ее песню, - рассказывает артистка. - В школе я всегда была Снегурочкой, затем играла ее в театре в детских постановках». 

Но даже Софье, привыкшей к роли внучки Деда Мороза, к роли в этой опере пришлось серьезно готовиться. Великое произведения Римского-Корсакова – не детская сказка. Это мистическая философская притча о силах природы и страстях.

«Наша Снегурочка – не девочка в кокошнике, не лубочный персонаж. Это очень серьезный образ, который растет и изменяется во время спектакля. Сначала это наивная и юная девочка, а к концу спектакля она становится пылкой, страстной и любящей. Это очень сложно и интересно», - говорит Софья Рудометкина.

   
   

Оперной солистке Светлане Дюдиной выпала роль Купавы – соперницы Снегурочки. По сюжету ее жених Мизгирь внезапно влюбляется в холодную красавицу, а возлюбленный Снегурочки Лель наоборот - выбирает Купаву. Обеим девушкам, не похожим друг на друга как огонь и лед, выпадает испытать и страсть, и ревность.

«В этой опере нет неярких персонажей. Каждый очень харизматичен. Мой образ – это настоящая женщина, жгучая красотка. В любой женщине есть два начала – Ева и Лилит. В Купаве преобладает второе. Она - мистическая соблазнительница, - говорит Светлана Дюдина. - Обиженная Лелем, она прибегает к силам природы и своего рода. Но и Снегурочке тоже не чужды чувства. Она хочет быть такой же страстной как Купава, такое же веселой как девушки, бегающие с Лелем, и она тоже призывает силы природы – свою маму Весну».

Светлана до того вжилась в роль чаровницы Купавы, что однажды во время репетиции силы природы откликнулись ей в самом прямом смысле. 

«Я пела сцену ворожбы: «Пчелки, пчелки крылатые, летите ярым роем». И тут я вижу, что у меня из-под рук вылетают две мухи. Я подумала: «Вот наколдовала!» Стало даже не по себе», - смеется певица. 

В русской традиции, но современным языком

Фото: Воронежский театр оперы и балета/ Александр Самородов

Создавать одновременно сказочную и мистическую атмосферу сценограф-постановщик и режиссер спектакля Евгений Иванов решил с помощью современных технологий. Так на сцене практически нет тяжелых декораций, зрителей переносят то в снежный лес, то на масленичное гуляние в деревне, то в царский дворец при помощи видео-проекции. 

«Мы пытаемся работать в классической русской традиции, но современным языком, - рассказывает Евгений Иванов. - В спектакле мы создаем не иллюстративный ряд, а смысловой. Создаем атмосферу и эмоциональный настрой каждой из 40 сцен с помощью современных методов и технологий, которые приняты во всем мире. У нас молодая труппа, которая существует на сцене не просто как оперные певцы, а как настоящие драматические актеры. Видео мы готовили вместе с видеохудожником Сергеей Новицким из Белоруссии. Это большая и сложная экспериментальная работа, ведь видео нужно было соединить с великой музыкой Римского-Корсакова. Мы хотим создать спектакль, который был бы наполнен страстями».

Динамику постановки придает и работа хора. Артисты не просто создают многоголосье, а танцуют и играют на сцене.

«Когда на сцене существует яркое действие, зритель по-новому начинает воспринимать и музыку», - считает сценограф. 

В любой версии «Снегурочки» - что в детской сказке, что в мистической притче – главной героине предстоит растаять от весеннего солнышка и горячей любви. В воронежской версии спектакля Снегурочка, конечно, не тает, она просто уходит навстречу солнцу. Грустный ли это конец или счастливый – решать зрителю. Ведь оперный театр, как и сказка, условен.