Право на любовь. В Воронеже показали кукольную «Фро» Платонова

Актёры Архангельского театра кукол привезли в Воронеж постановку по мотивам одного из самых известных рассказов Андрея Платонова «Фро». Поставили спектакль лауреаты премии «Золотая Маска» – главный режиссер Мурманского театра кукол Пётр Васильев и художник Алевтина Торик.

   
   

Как появился спектакль

Возникла кукольная «Фро» благодаря актрисе Наталье Назаренко, которая ещё в студенчестве познакомилась с рассказом Андрея Платонова. Именно она играет Фросю. Постановка буквально выросла из одной роли.

«Познакомила меня с этим материалом на третьем курсе института педагог по сценической речи. И я сразу в него влюбилась. Потому что сама в то время, в 20 лет, проживала примерно такую же любовь – когда ты очень сильно привязан к человеку, – отметила Наталья Назаренко. – Я думаю, что потом Фро всё осознает, когда станет старше. Я понимаю её и оправдываю для себя».

Когда актриса стала вчитываться в материал для речи, то увидела, что вокруг Фроси сосредоточено много предметов – время, часы, волосок, подушка. А предметы – это и есть театр кукол. Так Платонов и пришел на архангельскую сцену.

Эгоизм или любовь?

Это история о молодой девушке Фросе Евстафьевой, муж которой Фёдор уезжает на Дальний Восток, чтобы трудиться на благо всего человечества. Фро остаётся с отцом – отставным железнодорожником, который всё время думает о работе. После отъезда Фёдора жизнь Фроси теряет смысл. Ни учёба, ни работа, ни развлечения не могут побороть ту тоску, которая переполняет девушку.

   
   

Пространство сцены сосредоточено на железной дороге. Щебень, паровозы, рельсы, перрон, вокзал. Всё вокруг находится в движении, все заняты делом: Фёдор, дворник, его жена Наталья. И лишь одна Фро не может ни на чём сосредоточиться. Отчасти брошенным остается и отец Фроси – бывший машинист паровоза. С работы его уволили по старости, а дочь не обращает внимания и даже кричит на старика.

Финал спектакля – открытый и не такой уж безысходный. Возможно, Фрося повзрослеет, научится ждать и жить без Фёдора.

Как рассказала Наталья Назаренко, изначально режиссер в аннотации писал, что Фрося – эгоистка. Но в процессе работы с материалом поменял своё мнение о ней. Ведь, думая о всём человечестве сразу, мы забываем о конкретном живом человеке. У каждого есть своя любовь. И Фро тоже достойна своей любви.

«Когда мы репетировали, режиссер у меня спрашивал: как ты считаешь, она - герой или антигерой? Ни то и ни другое – она просто женщина, ответила я. Потому что я знаю, что это такое – сильно любить человека и не контролировать это», – добавила актриса.