«Потопы – дело житейское». В каких условиях воронежская Опера ждет ремонта

Наконец-то прояснилась судьба Воронежского театра оперы и балета - его все-таки будут реконструировать. В здании не было капремонта 60 лет. Корреспондент «АиФ-Воронеж» побывал в театре накануне больших перемен и узнал у его работников, в каких условиях они ставят оперы и репетируют балеты.

   
   

Серьёзное решение

Фото: Воронежский театр оперы и балета

До принятия решения о капремонте рассматривался варианта сноса здания и строительство здания, затем говорили только о косметическом ремонте. Но в первой декаде августа были отменены объявленные неделей назад торги на «хороший косметический ремонт здания», поскольку было решено его полностью реконструировать. На совещании у губернатора 13 августа стало известно о концепции, автором которой стал архитектор Сергей Куцевалов, который в свое время проектировал новое здание Камерного театра.

Согласно предложениям, здание оперного должно сохранить свой первоначальный облик. При этом его площадь увеличится с девяти до 17-19 тысяч квадратных метров за счет цоколя и надстройки одного этажа. Кроме того, рядом должно появиться подсобное помещение площадью около шести тысяч квадратных метров.

На встрече 27 августа руководитель департамента архитектуры Андрей Еренков отметил, что театр после реконструкции может не выглядеть как на картинке, предложенной Куцеваловым. Его концепция – на данный момент самая приемлемая для города и труппы - выбрана как предварительная. Ответственность за театр не должна лежать на одном человеке. 

Бывший главный архитектор Воронежа Анатолий Бородецкий и экс-директор Воронежского государственного театра оперы и балета Игорь Непомнящий считают, что к реконструкции нашего театра надо подходить очень серьёзно и обдумано, поскольку в других городах есть примеры плохих работ. В частности, очень важно сохранить хорошую акустику в зале. Проектирование реконструкции театра намечено на 2020 год. По предварительной оценке все работы обойдутся в три миллиарда рублей. При этом уже весной хотят приступить к строительству шестиэтажного подсобного помещения на месте старой двухэтажной подсобки рядом с гостиницей. На время реконструкции коллектив театра переедет в Воронежский концертный зал. 

Строили наспех

Театр в 1940-е годы. Фото: Воронежский театр оперы и балета

Здание театра имеет большую историю – его начали строить ещё в 1930-ые годы. Создавали для образованной в 1931 году передвижной трупы музыкального театра. Поскольку времена были тяжёлые, здание не достроили и к 1941 году. Во время Великой Отечественной войны оно стояло без кровли и с разрушенной бомбой стеной. Лишь в 1958 году его решили «довести до ума» - в этом году воронежские артисты так хорошо выступили в Москве, что правительство дало распоряжение построить театр таким замечательным артистам.

   
   

Здание достроили в 1961 году, но решили открыть в нем не просто музыкальный театр, а театр оперы и балета. Здание было рассчитано на труппу в 120 человек, ни оперных солистов, ни солистов балета изначально здесь не предполагалось. Места не хватало с самого начала. Сейчас же труппа насчитывает почти 500 человек. Сцена расписана по часам – заканчивается одна репетиция и начинается другая. Балет и опера из-за скромных размеров сцены не репетируют вместе. У оркестра нет ни одного места для репетиций – они либо в яме, либо нигде. Между тем, у всех современных театров оперы минимум две сцены: одна с оркестровой ямой – зрительский зал, вторая – репетиционная. 

Старожилы Воронежа, как и работники театра, очень любят здание за его приятную атмосферу. Говорят, первые его посетители были ошеломлены мраморной лестницей. Чудесные бронзовые люстры специально для театра изготавливались на Воронежском вагоноремонтном заводе. 

В 1960-е годы от Курского вокзала была проведена до театра железнодорожная ветка. По ней возили мрамор, зеркала, строительные материалы. Но здание сдали наспех – все спешили закончить строительство театра к приезду Хрущева, который собрался провести в нём совещание по сельскому хозяйству в Черноземье. В связи с этим областное и городское руководство запретило расписывать потолок, отказалось от лепных декоративных деталей на балконах, опасаясь, что это будет архитектурным излишеством. Только в конце 1980-ых годов фасад здания украсили скульптурами муз и лепниной. Но именно таким театр заполнился многим воронежцам с детства, поэтому они не хотят, чтобы он сильно изменился. 

Фото: АиФ/ Анастасия Ходыкина

Со времени сдачи в эксплуатацию в театре не было ни одного капитального ремонта. 

«Крыша сгнила, у нас потопы – дело житейское», - говорят в театре. 

Сотрудники уверены, что здание удалось спасти от разрушения во многом благодаря замдиректора по хозяйственной части Анне Голдиной.

«Это и заслуга наших уборщиц, - говорит Анна Голдина. - Паркет многократно покрывался лаком – он его держит от рассыпания. Все знают, если разлили ведро воды – это караул, всё вспучится. Где-то запахло дымом – аврал, все побежали искать. Если что-то горит на улице, то запах гари тоже к нам затягивает. Коллектив изо всех сил старается бережно относиться к зданию. Каждые два-три часа у нас обход - смотрим, чтобы вода просто так не текла, лампочки зря не горели. У обслуживающего персонала маленькая зарплата, но на плечах такое сложное суперотвественное здание, ведь в нём бывает масса людей».

То, что дорого с детства

Фото: Воронежский театр оперы и балета

Сейчас в театре пластиковые окна, более или менее приличные туалеты, симпатичный диван-уголок в фойе, отремонтированные гримерки, но глобальные проблемы решает правительство области. В обсуждение реконструкции коллектив театра был включён – все специалисты высказали пожелания, рассказали, каким они видят будущее театра, какими должны быть репетиционные помещения, сколько нужно гримёрных комнат.

А пока театр открывает 59-й сезон. В зале и фойе звучит музыка Римского-Корсакова - проходят последние репетиции оперы «Снегурочки». Кроме того честь 175-летия автора-композитора, коллектив готов порадовать зрителей премьерными показами балета «Спящая красавица» и музыкальной комедией для детей и юношества «Семейный ужин».

Последний раз оперу в театре ставили в 2017 году. Это сложнейший жанр, требующий огромных затрат на костюмы и декорации. Как рассказали в театре, поставить «Снегурочку» им помог департамент культуры. Особенность этого спектакля в том, что хор здесь не только поет, но и танцует.

Коллектив воронежского театра оперы и балета и сам два года подряд становился номинантом  премии «Золотая маска». Это, а также общие успехи труппы, дали очередной толчок разговорам, что хорошему коллективу нужны лучшие условия.

«В театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, например, у помощника режиссера «космический» пульт, которым он сменяет декорации, огромное количество телевизионных экранов – постановку видно со всех сторон. В нашем театре мы вручную поджимаем штанкеты, у нас ручной лифт, мебель из подвала таскают работники, часть декораций держим за сценой, потому что их некуда убрать, - рассказывают сотрудники театра. - Из-за этого мы, к сожалению, не можем поставить спектакли с соответствующим оформлением, которое можно показать на крупнейших площадках. У нас нет этого оборудования, сцена для этого не приспособлена. По этой причине к нам не могут приехать ведущие российские коллективы». 

«Реконструкция должна быть, потому что театр строился как музыкальный, а трупа театра оперы и балета в четыре раза больше. Театр должен сохранить свой облик, но быть удобным для зрителей и труппы, - считает директор театра Александр Арнаутов. - Необходимо реконструировать сцену, сделать комфортным зал – увеличить его. Вентиляция у нас плохо работает. На дополнительной площади в здании разместим репетиционные залы и места для работы артистов балета, хора, солистов и оркестра. Мы хотим добиться более высокого качества работы, чтобы наш коллектив вышел на другой уровень».