Поезд чудаков. Театр им. Вахтангова показал воронежцам «Рассказы» Платонова

Татьяна Шабанова / АиФ

Десятый Платоновский фестиваль искусств представил в Воронеже «Рассказы» Андрея Платонова в постановке московского театра имени Евгения Вахтангова.

   
   

Шесть в одном

Режиссер Анна Горушкина смогла объединить шесть рассказов Андрея Платонова в один спектакль и, что особенно интересно, в единую плоскость – поезд. В нём едет Юшка из одноимённого рассказа Платонова и рассказывает девочке про «Неизвестный цветок» - самый красивый цветок на пустыре, который вырос среди камней.

На соседних местах – герои рассказов «Река Потудань», «Песчаная учительница», «Невозможное» и «Семён». Актёры признаются, что объединить шесть рассказов в одну целостную историю было сложно, особенно жалко было расставаться с текстами, ведь спектакль длится всего полтора часа. Всех героев объединяет одно – это чудаки со сложными судьбами, люди простые и добрые.

Анна Горушкина посвятила постановку своему учителю математики.

«Звучит странно, но в своё время именно этот человек спас меня. Она пришла и увидела девочку на задней парте, на которую все уже плюнули – ну, хулиганка. Помогала, поддерживала, дала возможность дальше двигаться», - вспоминает режиссер.

Денис Бондаренко сыграл в спектакле Юшку.

   
   

«Когда мы встретились с Анной Александровной и обсуждали, кто какой рассказ возьмёт, я сразу выбрал Юшку. Мне показалось, что это актуальная история в наши дни, когда мало такой любви настоящей, неприкрытой. Мы долго думали, чем поддержать эту тему, и выбрали рассказ «Неизвестный цветок». Он стал символом всего спектакля. Это стремление к жизни, стремление к любви и самопожертвованию», - делится актер.

«Мы шли за Платоновым»

Фото: АиФ/ Татьяна Шабанова

Каждый год режиссеры и актёры, принимающие участие в Платоновском фестивале, отмечают, что перенос прозы Платонова на язык театра – сложный момент. Актриса театра Вахтангова Евгения Ивашова, сыгравшая в «Рассказах» учительницу Марию Никифоровну, с ними согласна.

«Основной целью было сделать текст Платонова слышимым для зрителя, а художественные средства – минимальными, но оставить его слово на первом месте. Это значит подойти просто к постановке спектакля, но сделать просто – это всегда очень сложно. Это очень сложная режиссерская задача – создать спектакль с небольшим количеством художественных выразительных средств, который был бы зрителю интересен. Мы стремились к тому, чтобы Платонов нас вёл, а мы за ним шли».

Сергей Батаев – платоновский Никита из «Реки Потудань» - говорит, что новая площадка вносит в спектакль изменения. На сцене Никитинского театра «Рассказы» приобрели новые краски и уточнения. А ещё – что зрителя невозможно обмануть

«Мы добиваемся друг от друга камерного существования, здесь нельзя врать. Если мы хоть чуть-чуть соврали, вы это поймёте, мы это сами поймём и будем чувствовать себя ужасно после спектакля», - говорит актер.

На вопрос, кто главный герой спектакля, режиссер Анна Горушкина отвечает без раздумья – Платонов. И добавляет: «Это поезд праведников-чудаков, мы их не замечаем, проходим мимо, но пока есть такие люди, этот мир еще существует. Люди, способные любить открыто, без «для себя». Вот, что объединяет все рассказы».