Магия театра. Что происходит за кулисами во время спектакля?

Семёнова Виктория / АиФ

Журналист «Аргументы и Факты» побывал в Воронежском театре юного зрителя, чтобы посмотреть, как проходит подготовка к спектаклю перед показом. Кто создает ту самую «магию театра» и почему жизнь за кулисами такая насыщенная — в нашем материале.

   
   

Кто такой реквизитор?

Происходящее на сцене — результат работы большой команды. Каждый человек за кулисами должен быть сосредоточенным, ответственным и находчивым. За сценой активно кипит жизнь. Попробуем чуть лучше разобраться в профессиях тех, кто остается «за кадром».

В комнатке у большой сцены ТЮЗа хранится реквизит: шпаги, блюда, флажки и прочая театральная атрибутика.

За всё это отвечает реквизитор. В театре их два — Елена и Вероника. Они ведут специальные списки, в которых записано, где и когда используется тот или иной предмет. Бывает, что один и тот же реквизит используют сразу в нескольких спектаклях — такие нюансы важно учитывать.
Фото: АиФ/ Семёнова Виктория

Реквизитор должен находиться за сценой на протяжении всего спектакля. Этот человек помогает актёрам во время спектакля, а до него раскладывает реквизит на сцене и за кулисами. 

Фото: АиФ/ Семёнова Виктория

Интересный факт — не вся еда, которую зритель видит на сцене, бутафорская. Иногда в спектаклях используют настоящие продукты. Например, для ТЮЗовского «Преступления и наказания» каждый раз закупают молоко. Еда помогает актёрам точнее передать образ. 

Кто отвечает за звук и свет?

В специальной рубке, расположенной за зрительным залом, работают те, кто создает особый настрой на сцене — техники по свету и звуку. 

Звукооператоры следят за репликам героев, чтобы вовремя включить фонограмму, отрегулировать громкость микрофона и уровень звука на сцене. В ТЮЗе этой работой занимаются три человека — Ольга, Андрей и Сергей.

   
   
Фото: АиФ/ Семёнова Виктория

Сфетооформление создаётся практически в самом конце постановочного процесса. Буквально за несколько дней до премьеры. Такая ответственная работа лежит на плечах Анны, Андрея и Алины. В ТЮЗе нашему журналисту рассказали, что пару раз во время спектаклей полностью отключался свет. Пока техника переключалась на резервную ветку для подачи электроэнергии, актёры играли в полной темноте. Никто не останавливает спектакль из-за технических сбоев. Всё настолько слаженно, что зритель даже не замечает, что что-то пошло не по плану. 

Осветительный и радиоцех крайне важны для театра. От их работы зависит конечный результат задуманной постановки. 

Фото: АиФ/ Семёнова Виктория

Заместитель директора по художественно-постановочной части — кто он?

Работа заместителя директора по художественно-постановочной части заключается в контроле работы технических служб. Он же курирует процесс выпуска спектакля, разрабатывает технологии производства декораций, подбирает материалы и закупает их. Таким образом он соединяет в одной слаженной ветке тех, кто занимается обслуживанием спектакля и несёт ответственность за производственную деятельность цехов художественно-постановочной части. Алексей Васильевич, заместитель директора по художественно-постановочной части в ТЮЗе, шутливо называет себя серым кардиналом. Трудно поспорить с таким замечанием.

Чем занят помощник режиссёра?

В ТЮЗе эту должнось занимает Татьяна. Она координирует работу всех задействованных в спектакле технических цехов и творческого состава артистов. Помощник режиссёра приходит за час до начала спектакля.

Ему нужно проконтролировать множество вещей. Как минимум, важно, чтобы актёр вовремя оказался на площадке. Во время спектакля помощник режиссёра даёт сигналы цеху монтировщиков, отвечающих за смену декораций. Татьяна сопровождает спектакль от начала до конца. Она отвечает за то, чтобы зритель увидел постановку такой, какой её задумал режиссёр. Последний, к слову, может не присутствовать в театре во время показа и подготовки к спектаклю.

Тяжелый труд

Театр невозможен без пары рабочих рук. По крайней мере, в классическом представлении. Установка декораций на сцене, их погрузка и разгрузка, сборка конструкций на площадках во время гастролей, управление штанкетами, а иногда и игра на сцене — работа монтировщиков.

Штанкет — металлическая штанга, располагающаяся над сценой. Её используют для развески кулис, занавеса, декораций и света. 

Интересно, что иногда монтировщики выполняют работу актёров. Например в сценах, где нужно перетаскивать что-то тяжёлое. Иногда монтировщики даже выходят на поклон.

Их тяжёлый труд — неотъемлемая часть театра. Без работы монтировщиков вряд ли бы получилось сделать театр таким, каким его привык видеть зритель.

Фото: АиФ/ Семёнова Виктория

Сидя в зрительном зале часто не задумываешься о том, какая работа кипит за сценой. В постановке задействованы десятки сотрудников театра, которые остаются в тени занавеса. В этом материале получилось осветить лишь часть закулисной жизни. На самом деле она куда обширнее. Каждый из участвующих в спектакле людей — часть большого механизма. Если одна из деталек сломается, то механизм остановится. Однако, вряд ли что-то подобное может случиться. Как оказалось, творческая атмосфера — не помеха слаженности, скоординированности и ответственности. В театре работают удивительные люди, сочетающие в себе множество граней и дарящие зрителям те эмоции, которые вряд ли они испытывали где-либо ещё.

Фото: АиФ/ Семёнова Виктория