Гений в красных ботинках. На Платоновфесте показали спектакль о Мольере

Алексей Бычков / Платоновский фестиваль

15 июня в рамках Платоновского фестиваля искусств воронежский Камерный театр представил премьеру «Кабала святош» по одноименной пьесе Михаила Булгакова.

   
   

Михаил Булгаков жил в одно время с Андреем Платоновым. Для обоих литераторов стал острым конфликт художника и власти. Выбор Мольера как главного героя неслучаен для Михаила Булгакова, ведь и этот французский гений столкнулся с той же проблемой, что и Булгаков, и Платонов.

Казалось бы, постановка обещает быть политизированной. Тем более, режиссёр, худрук Камерного театра Михаил Бычков не раз говорил в своих спектаклях о взаимоотношениях художника и государства. На этот раз он решил не выводить одну главную линию, а показать всю палитру обстоятельств, точнее проблем, с которыми был вынужден столкнуться Мольер.

Фото: Платоновский фестиваль/ Алексей Бычков

«Упорное, платоновское копание»

«Кабала святош» появилась всего через месяц после премьеры спектакля «Бальзаминов». В постановке заняты артисты драматической и танцевальной труппы. Несмотря на то, что спектакль ставился в кратчайшие сроки, результат получился по-настоящему мощным. В «Кабале святош» чувствуется булгаковское пространство и платоновская полнота жизни.

«Я впервые столкнулся с тем, что в момент, когда максимально нужно заниматься фестивалем, еще юбилеем Камерного театра, нужно сделать спектакль через четыре недели после премьеры предыдущей большой, сложной постановки. Конечно, было нелегко. Я, не останавливаясь ни на день, от одной работы должен был переключиться на другую», – рассказал режиссер Михаил Бычков.

   
   

Худрук Камерного описывает работу над «Кабалой святош» не как порыв, а скорее как «упорное, платоновское копание».

Пьеса Булгакова трудна для воплощения на сцене из-за того, что у артистов довольно мало реплик. При этом необходимо раскрыть образы и избежать пустоты.

Актриса Екатерина Савченко рассказала, что она смотрела «Кабалу святош» других театров, чтобы проанализировать образ своей героини и увидеть не использовал ли кто-то ранее придуманное ей для своего персонажа решение. По словам Екатерины Савченко, её героиню играют актрисы в возрасте, а вот Михаил Бычков доверил роль Мадлены Бежар молодой артистке.

«Русско-французская» история

Наряду с «романом художника с властью» в спектакле множество линий. Именно поэтому постановка кажется такой естественной, объемной. Лауреат «Золотой маски», актер Камиль Тукаев, исполнивший роль Мольера, говорит о том, что для описания своего героя он бы использовал термин «давление». Речь идет о давлении, которое Мольер испытывает изнутри и извне. Поиск баланса становится залогом выживания героя.

Чтобы полнее представить героев истории, Михаил Бычков вводит в спектакль французские песни. На протяжении постановки артисты поют французские хиты под живую музыку, тем самым буквально «обнажая» своих героев перед публикой. По словам Екатерины Савченко, каждая новая работа в Камерном театре – это всегда преодоление себя. На этот раз вызовом для актрисы стал французский. Артисты много работали, чтобы чеётко артикулировать и при этом через песню раскрыть характер героя.

Пока актёры поют, зрители не знающие французский, могут воспринимать происходящее на сцене только эмоционально. Отсутствие бегущей строки неслучайно. По словам Михаила Бычкова, на выходе публика получает буклет с песнями и, изучив его, может ещё глубже погрузиться в спектакль. В «Кабале святош» звучат хиты Лео Ферре, Шарля Азнавура.

Фото: Платоновский фестиваль/ Алексей Бычков

Универсальное пространство для многовекового сюжета

Действие разворачивается на практически пустой площадке, которая благодаря актёрской игре трансформируется из сцены театра и закулисья, в покои короля, дом Мольера. Это универсальное пространство, которое артисты наполняют жизнью. Сценография Николая Симонова отличается стилем и лаконичностью.

Михаил Бычков всегда насыщает свои спектакли множеством деталей. И эта постановка не стала исключением. Важна каждая мелочь, каждый нюанс. Вот, например, на Мольере красные ботинки. И, конечно, неслучайно. Таким образом не только отмечен его гений, но и то, что ногами он уже касается адского пламени. Но, как говорит Михаил Бычков, главное, где находится его голова.

Костюмы героев, созданные Юлией Ветровой, – это своего рода мост между сегодняшним днем и миром Людовика Великого. Объемные парики на актерах дают ощущение, что перед зрителями разворачивается какая-то фантасмагория, а вот реальность поднимаемых проблем заставляет не только расслабленно созерцать, но и мыслить.