В Северном районе Воронежа есть самобытнвя библиотека-музей имени Петра Пономарёва. В разное время здесь побывали на экскурсиях представители департаментов культуры из разных российских регионов, историк моды, искусствовед, телеведущий Александр Васильев, известный российский врач-кардиохирург Лео Бокерия и другие гости. Но многие ли воронежцы знают об этом месте, его замечательных экспонатах и человеке, чьё имя носит библиотека-музей?
В чём особенность?
В фойе библиотеки размещена мемориальная доска, на ней фотография и надпись: «Пономарев Пётр Денисович (1918-1997 г.г.) – художник-этнограф, Заслуженный работник культуры РСФСР, Почётный гражданин Воронежа. В 1997 году подарил библиотеке музейную коллекцию». Получается, что в этом году созданному на её основе музею исполняется 25 лет.
« Почему выбрали для такого дара именно нашу библиотеку? – рассказывает заведующая бииблиоттеки, Заслуженный работник культуры Воронежской области Галина Устинова. – Ведь в те годы она находилась фактически на окраине города, район только отстраивался. Но у нас был организован клуб «Северянка» для ветеранов войны, труда и правоохранительных органов, которому уже 30 лет. Сюда приходили целыми классами школьники – готовили рефераты, доклады. Наши сотрудники им помогали, тогда ещё не наступила эра интернета. У нас действовал театр книги. В спектаклях играли пенсионеры «Северянки», школьники, читатели. На праздники, в частности, на Рождество мы приглашали выступить студентов хореографического и музыкального училищ. Вокруг библиотеки складывалось культурное общество. И, наверное, об этом рассказали родственникам Петра Денисовича.
Когда Пётр Денисович заболел и принял решение о передаче своей коллекции городу, его родственники обратились в мэрию. Было предложено несколько библиотек. Выбор остановили на нашей. Мы познакомились с женой и сыном художника. Коллектив им понравился, и это стало основным для принятиия решения. Для них было важно не только куда, но и кому они отдают коллекцию. И тогда, и теперь все экспонаты надо было представить правильно. И нашим девизом стали слова: благотворное сочетание книжного фонда и музейной коллекции. Одно дополняет другое. Например, у нас есть только один экземпляр, а в книгах о нём можно найти многое. Это главная особенность музея».
«Паспорт» девушки
Родственники передали библиотеке 568 экспонатов, включая предметы крестьянского быта, декоративно-прикладного искусства и 300 рисунков Пономарёва. Всё было занесено в инвентарную книгу, каждому экспонату присвоен свой номер.
Стоит добавить, что инвентарная книга и сейчас пополняется новыми записями. Читатели, жители Воронежа приносят в музей то, что в семье сохранилось от бабушек и прабабушек – деревянную посуду, что-то из старинной одежды и многое другое, что представляет интерес для расширения экспозиций. А их сегодня несколько, и размещены они в разных залах.
Например, это «босоногое детство» с куклами, которые делали в семьях Воронежского края для своих малышей и 100, и 200 лет назад, народные инструменты, предметы народного быта, воронежские матрёшки, пасхальные яйца-сувениры.
Привлекает внимание афиша концерта Воронежского хора за 1947 год, которую подарил преподаватель музыкального училища Максим Андреевич Бородин. В военные годы он был балалаечником в Воронежском хоре и выступал в Кремле перед советским правительством и самим Сталиным.
Отдельная экспозиция – альбомы Петра Денисовича (их более 30) с материалами по этнографии, политике, истории, культуре Воронежской области, а также с семейными фотографиями 1908-1912 годов.
Но, конечно, главные и самые яркие экспонаты – это народные костюмы, их изображения на рисунках Петра Пономарёва со всеми самыми мелкими деталями и украшениями. Интересно, что с обратной стороны рисунков есть комментарии художника. На одном из них он описывает костюм своей матери, который здесь же, в музее, можно внимательно рассмотреть.
Такая одежда бытовала в сёлах. Например, «понёва будничная без надлежащего оклада, зарисовано в 1951 году». Понёва – это клетчатая женская юбка в складку, а оклад – это её отделка внизу. Праздничный вариант понёвы украшали нарядной тесьмой, кружевами.
«Костюмы сохранили наши бабушки и дедушки, - отмечает Галина Устинова. – Я помню, как хранили эти юбки. Их клали в чулок, каждую складочку запаривали горячим хлебом, чтобы они держалась и не расходилась. Понёва же лежит годами, она должна издавать приятные запахи. Летом обязательно просушивали на солнышке на травке. Верх одежды – расшитые блузки – были застегнуты наглухо, но поверх у каждой девушки было своё украшение. Все наряды имели сакральный смысл. Узоры вышивок являлись оберегами.
Наряды различались фасонами, цветом, деталями, украшениями.У нас представлены костюмы сёл Бутырки, Краснолипье, Россошь Репьёвского района. Все они находятся рядом друг с другом, на расстояниии каких-то двадцати километров. Но посмотрите, как они отличаются! В каждом селе был свой костюм. А объяснение этому простое. В Петровские времена, когда на воронежской земле начали строить российский флот, сюда съезжались мастера со всей страны, и каждый ехал со своим укладом, своей традицией, соревновались и в мастерстве, и в нарядах».
Действительно, народный костюм – это своеобразный «паспорт» девушки. По нему можно было узнать – замужем она или нет, богатая или бедная, сколько у неё детей. Нарядные костюмы носили молодки, женщины, которые были год замужем. А те, у которых уже были дети, одевались не так ярко и празднично, им надо было уже самим готовить приданое своим детям, время красоваться прошло. Девушки носили сарафаны, их тоже изобразил в своих рисунках Пётр Денисович.
Черноглазка и сорока
А вот что Петр Пономарёв писал о женских костюмах: «В Воронежской губернии самая распространенная понёва – с чёрными клетками – называлась черноглазкой. Чёрные окна квадратов символизировали участки чернозёмного поля, а полосы (вертикальные и горизонтальные) означали овраги, дороги, тропы, межи и реки на земле. Ходила молва, что разный размер клеток указывал, много или мало земли имеют крестьяне в селе».
Так что в женском костюме был зашифрован ещё и «кадастровый паспорт».
Головные уборы наших землячек – это отдельная увлекательная история. В музее представлены «сорока» и «кичка», которые расшивались и украшались золотым шитьём, бисерными подвесками, жемчугом, кистями из шёлка, перьями из хвоста павлина, селезня. Эти головные уборы славянок очень древнего происхождения. Кичка или кика (от старославянского «кыка» - «волосы») отличается своеобразными «рогами», которые отражают ещё верования в языческие божества. Убор был довольно массивный, и чтобы его удерживать, женщине приходилось высоко поднимать голову. Кстати, отсюда пошло слово «кичиться» - задирать нос.
Много интересного зашифровано и в других экспонатах музея. Например, во время экскурсии можно узнать, что означают узоры на вышивках женских рубах – это целое послание из древности в будущее, почему красивую керамическую воронежскую куклу в красном с золотом наряде называют «дура», и что на самом деле означает это слово, кто такая марфушка-травница, и как она может помочь детям даже сегодня. Здесь, в библиотеке-музее каждый – и ребенок, и взрослый – обязательно узнает что-то новое об истории и традициях своей малой родины.
Справка
Пётр Денисович Пономарёв – советский художник декоративно-прикладного творчества, коллекционер произведений народного искусства, пропагандист художественных ремёсел и народных промыслов. Окончил живописно-декоративное отделение Тамбовского художественного училища. Участник боёв на Халхин-Голе и Великой Отечественной войны.
Организатор в Воронеже артели «Керамик» по изготовлению детских игрушек и художественных изделий. С 1948 года художник, технолог, старший мастер художественно-керамического цеха областного товарищества «Художник».
В 1969 году ётр Пономарев организовал школу по народному искусству. Главный художник воронежских художественно-производственных мастерских (1970-1977). Автор декоративных блюд, панно, ковров с орнаментами по мотивам народного искусства Воронежской области.
Именем Пономарёва названа улица в Воронеже. Сегодня сувениры, созданные учениками мастера, украшают музеи Испании, Голландии, Кореи и Японии.