«Лучше медитации». Керамист – о своей работе и популярном увлечении

Надежда Иванова / Из личного архива

Не так давно керамика стала одним из самых популярных увлечений среди воронежцев. Глину активно используют как материал для создания предметов быта и современного искусства. Для многих такая работа становится формой личной терапии. Керамист и основатель воронежской студии «Белый Ёж» Надежда Иванова рассказала vrn.aif.ru о росте популярности этого увлечения и необходимых навыках.

   
   

«Огромный плюс – экологичность»

Алёна Хлевнюк, vrn.aif.ru: Надежда, как давно вы занимаетесь гончарным делом?

Надежда Иванова: Четыре года, а свою гончарную студию создала три года назад. Там я вместе с командой провожу мастер-классы, обучаю всех желающих новой профессии и создаю посуду ручной работы.

- Как вы увлеклись керамикой?

- Десять лет я работала в самолетостроении инженером-конструктором, но в определенный момент захотелось добавить в жизнь больше творчества. Однажды мне подарили сертификат на мастер-класс в одну из гончарных школ. Тогда я поняла, что сама могла бы организовать процесс обучения, а может, и открыть свою гончарную студию. Муж меня поддержал, и я начала обучение. Дальше - много практики и работы.

- Что нужно для того, чтобы изготовить по-настоящему качественное изделие?

- Умение совмещать высокое качество и индивидуальность. Изделия, созданные вручную, проходят двойной высокотемпературный обжиг, что и делает посуду прочной. Стоит тщательно следить за толщиной стенок и степенью влажности изделия перед загрузкой в печь

   
   

- Сколько времени занимает изготовление глиняного изделия?

- Время каждого заказа обсуждается индивидуально. Например, сейчас я делаю плафоны. Из-за большого размера и сложного дизайна сушка занимает около трех недель. Обжиг будет идти двое суток, затем глазуровка и еще один обжиг. Для сравнения: сушка стакана на 200 миллилитров занимает всего три дня.

- В чем преимущества глиняных изделий?

- Расскажу на примере керамической турки. В медной вкус кофе раскрывается не так ярко. Да, времени на приготовление уходит больше, закипание происходит медленнее, но благодаря этому как раз и получается тот неповторимый аромат и насыщенный вкус. Кроме того, огромный плюс изделий из глины – экологичность. А еще в такой посуде можно хранить сыпучие продукты – мука и крупа в керамическом горшке не привлекают жучков.

Фото: Из личного архивa/ Надежда Иванова

Усидчивость и чувство вкуса

- В чем заключаются основные трудности в вашем деле?

- Сейчас огромной проблемой является поиск качественных материалов для работы, глины и глазурей. До конца зимы года мы работали с Испанией, Германией и Америкой. Сейчас переходим на отечественные массы, и здесь еще много работы впереди.

- А что насчет плюсов?

- Постоянный рост. Я вижу, как я развиваюсь и что мне нужно делать для того, чтобы процесс продолжался. А сам процесс лепки помогает расслабиться, выбросить все проблемы из головы, а порой и найти решение некоторых из них. За кругом я полностью контролирую ситуацию. Это как медитация, только лучше. В керамике невозможно без выдержки и спокойствия. Бывает, открываешь печь, а там – треснувшая ваза, да еще и осколки задели другие изделия. Ты выдыхаешь, улыбаешься, ищешь причину - и ведь обязательно ее находишь!

- Как вам кажется, почему мастер-классы по керамике стали так популярны?

- Потому что на них можно раскрыть свой творческий потенциал, с нуля создать свое индивидуальное, неповторимое изделие. Но все же главное – получить удовольствие не только от итогового результата, но и от самого процесса.

- Что нужно сделать для того, чтобы стать мастером гончарного дела?

- Пройти специальные курсы, без этого никуда. Причем необязательно отдавать за них большие деньги. Если хочется узнать все досконально, то можно и высшее образование получить. Подходящие программы есть в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и других городах. А курсы представляют многие гончарные студии Воронежа. Кроме того, для керамиста важны такие качества, как усидчивость, терпение, аккуратность, развитая моторика рук, чувство вкуса, пространственное мышление.

- А скольких людей обучили вы?

- За три года работы студии у нас побывали на мастер-классах более пяти тысяч человек. Интересно, что примерно половина – дети. Их работы всегда уникальны, ведь они не боятся создать синюю корову или розового кота. У нас не только терракотовые горшки, но и шкатулка-гранат или пиала-рыба. Мастера помогают реализовать любую фантазию.

- Дорого ли вообще профессионально заниматься глиной?

- Материалы достаточно дорогие, да. Но если глина в основном импортная, то глазури много и отечественной. Мы не исключаем и процент бракованных товаров. Не стоит забывать и про дорогостоящее оборудование. На начальном этапе я советую пользоваться коворкингом, когда ты в чьей-то студии пробуешь осваивать круг, оставляешь изделие на обжиг – берешь все необходимое у кого-то.

-  Посещаете ли вы на какие-нибудь выставки?

- Да, конечно. Очень важно участвовать в выставках, так ты чувствуешь отдачу и понимаешь, в каком направлении дальше работать. Попасть на многие фестивали очень сложно: нужно пройти отбор, прислав фотографии работ. Я участвовала в самых крупных фестивалях России, таких как Керамания, 4ceramics, ArtFlection, Localceramics. И каждый раз ты несколько месяцев готовишь коллекцию посуды и украшений, крутишь турки, глазуруешь кружки, лепишь шахматы и волнуешься, понравятся ли они гостям.