Как в Воронежской области планируют приобщать жителей сёл и маленьких городов к культурной жизни, рассказала глава департамента культуры Воронежской области Мария Мазур.
Максимальная доступность ДК и новые форматы работы клубов
Дарья Вербицкая: Мария Александровна, Как на сегодняшний день развивается культура в сёлах?
Мария Мазур: В настоящий момент на территории региона осуществляют свою деятельность 762 учреждения культурно-досугового типа - дома культуры и клубы, 657 из них находится в сельской местности.
Главные задачи, которые сегодня решают культурно-досуговые учреждения региона, - это удовлетворение общественных потребностей в сохранении и развитии народной традиционной культуры, поддержка любительского художественного творчества, самодеятельной творческой инициативы и социокультурной активности населения, организация содержательного досуга и отдыха.
В домах культуры организуют работу клубные формирования – это кружки, самодеятельные творческие коллективы, любительские объединения, в которых занимаются как взрослое население, так дети и молодежь. На сегодняшний день 367 творческих коллективов имеют звание «Народный (образцовый) самодеятельный коллектив Воронежской области».
Организация культурно-массовых мероприятий – одно из важных направлений деятельности. Ежегодно на базе сельских клубных учреждений реализуются порядка 20 крупномасштабных проектов всероссийского, межрегионального и областного уровней. Это, например, Всероссийский фестиваль фольклора и ремесел «Русь песенная, Русь мастеровая», который проходит в Воробьевском районе, Всероссийский фестиваль народной песни, музыки и танца «На родине М.Е. Пятницкого» (Таловский район), межрегиональный певческий фестиваль «Песни над Доном» (Верхнемамонский район), межрегиональный молодежный фольклорный фестиваль традиционной славянской культуры «На Троицу» (Новоусманский район), областной фестиваль народной музыки «Савальские россыпи» (Терновский район) и другие. Даже в нынешней эпидемиологическую ситуацииучреждения продолжают работу со зрителями, гостями и посетителями в онлайн-формате. В афише есть самые разнообразные программы: трансляции записей концертных программ и спектаклей, виртуальные туры по музеям, онлайн-беседы; видеоинтервью с актерами театров; онлайн-конкурсы, мастер-классы.
Воронежская область имеет богатейшие истоки духовной, нравственной, эстетической, художественной культуры. Проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок народного творчества, которые год от года становятся всё более значимыми и востребованными, дают возможность сельским жителям стать непосредственными участниками масштабных мероприятий, а для любительских художественных коллективов, исполнителей и мастеров Воронежской области – получить опыт творческого общения и стимул для дальнейшего развития.
- Как вы считаете, будет ли у сельчан время на культурные мероприятия?
- Для этого необходимо обеспечить максимальную доступность населения к культурным благам, в том числе и территориальную.
Повышение доступности услуг сферы культуры обеспечивается модернизацией культурно-досуговых учреждений, оснащением кинозалов в сельской местности современным цифровым оборудованием, созданием виртуальных концертных залов.
Для обслуживания жителей малых населенных пунктов, где отсутствуют клубные учреждения, предусмотрен выезд передвижного многофункционального культурного центра (автоклуба), оснащенного сценой-трансформером, звуковым, световым и видеооборудованием для предоставления комплекса услуг (культурно-досуговых, библиотечных, информационных, выставочных), проведения массовых мероприятий на открытых площадках.
- Как, по-вашему, можно приобщить жителей небольших поселений к культуре?
- Долгие годы мы говорили о том, что сельские клубные учреждения не соответствуют современным требованиям в вопросе материально-технического оснащения и являются для жителей (особенно для молодежи) малопривлекательными. Сегодня ситуация в корне меняется. Культура вошла в число государственных приоритетов. В рамках национального проекта «Культура» идет модернизация культурной среды путем создания и реновации объектов культуры.
Каждый дом культуры решает задачу по привлечению зрителей по-своему. Приглашают самодеятельных артистов из других домов культуры, проводя обменные концерты. Реклама в СМИ также помогает привлекать посетителей. Сейчас большинство клубов имеют свои страницы в соцсетях, где публикуют анонсы, афиши, пресс-релизы, отчеты о мероприятиях. И, конечно же, при подготовке мероприятий, надо придумывать что-то новое, находить интересные формы организации досуга. Проектная деятельность, творческие соревнования, интерактивные программы, вернисажи, экскурсы, тематические дни, культурно-просветительские акции, квестории – эти формы используют в своей работе клубные учреждения.
Учреждения культуры реализуют проекты, где не жители идут в дом культуры, а он приходит к своим зрителям. Например, в Борисоглебском городском округе силами сельских ДК воплощен проект «Поющие плоты», целью которого является возродить традицию коллективного и семейного исполнения русских народных песен на отдыхе. Плоты, оборудованные под сценические площадки, сплавляются с самодеятельными артистами по реке Хопер и делают остановки в местах отдыха, где артисты устраивают интерактивный праздник, вовлекающий зрителей в исполнение русских народных песен. Проект «Поющие плоты» стал победителем конкурса на предоставление грантов Президента РФ.
- Отремонтировать ДК – это часть дела, но как туда привлечь людей? Неоднократно бывали случаи, когда воронежские артисты организовывали гастроли в маленьких городах и поселениях области, а местные жители просто не раскупали билеты на концерт и его приходилось отменять. В этом направлении планируется какая-либо работа?
- Культурная индустрия села наиболее крупный сегмент непосредственно обеспечивающий доступность к культурным благам жителей муниципальных образований региона. Сельский клуб – это сердце села, отражение всей жизни сельчан, одним словом, живой организм. Люди сейчас все больше и больше стремятся к живому общению. И это доказывает рост посещаемости учреждений культуры. Важно создавать условия, чтобы люди на селе не только работали, но и имели возможность по-человечески отдыхать, общаться. Сельский дом культуры или клуб – это и есть место, где люди общаются и развиваются при этом. А если СДК предлагает культурно-образовательный компонент в прекрасных, современных условиях, то это вообще идеально.
Поэтому вопрос развития работы сельских домов культуры на сегодняшний день является одним из важных вопросов развития отрасли. Огромная работа в регионе проводится по созданию комфортных условий. За последние три года проведен капитальный ремонт 67 домов культуры и в этом году работа продолжается. Проводятся мероприятия по обновлению материально-технической базы муниципальных учреждений культуры.
С целью популяризации и развития любительского искусства в Воронежской области на конкурсной основе предусмотрена грантовая поддержка любительских творческих коллективов.
Художественная самодеятельность и профессиональные концерты
- Как будет решаться вопрос с кадрами? В рамках направления «Творческие люди» происходит повышение квалификации сотрудников учреждений культуры. Однако в новых домах творчества наверняка будет не хватать именно новых работников. Как можно привлечь туда молодёжь?
- Перед нами стоит амбициозная задача производства качественного культурного продукта, используя основные ключевые звенья, начиная от зарождения идеи, создания культурных проектов, при чем пригодных, в том числе и для коммерческой реализации, распространение и, наконец, получение его пользователем. В этой связи департаментом культуры направлены усилия на совершенствование кадровой политики отрасли. В этом году в рамках национального проекта «Культура» организовано обучение специалистов культурной сферыв 12 Центрах непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров РФ. До конца года пройдет обучение 361 специалист, что выше уровня 2019 года в два раза. Разработан проект региональной программы «Клубное дело», и в четвертом квартале мы приступим к ее реализации. Важно организовать фундаментальную, мощную базу для подготовки, в том числе и молодых кадров в сфере культуры, учитывая тот факт, что многие не имеют профильного профессионального образования.
- Будет ли уделено внимание организации гастролей в ДК? Или основная работа будет сконцентрирована на внутреннем функционировании – созданию там ремесленных кружков, организации местных коллективов?
- В условиях, когда культура становится все более значимым фактором общественного развития, особенно важна реализация конституционных гарантий на участие граждан в культурной жизни страны, на доступ к культурным ценностям, вне зависимости от места их проживания.
Ключевая роль клубной деятельности – объединять просветительскую и творческую миссии, познавательный и развивающий досуг.
Приоритетным направлением культурно-досуговой деятельности была и остается художественная самодеятельность – уникальное явление, родившееся в начале ХХ века и не имеющее мировых аналогов. Художественная самодеятельность подразумевает под собой не столько зрительское восприятие художественных ценностей, сколько возможность вовлечения населения в процесс освоения различных видов искусства и художественной деятельности - занятия тысяч людей любительским творчеством, как в его традиционных формах - народная песня, музыка, танец, эпос, ремесло, так и в академических и современных жанрах - академические хоры и эстрадный вокал, классический танец и прочее. Широкое распространение в регионе получили театральное любительское движение, фото, видео и кинолюбительство, клубы авторской песни, военно-патриотические клубы, коллекционеры и другие.
И на сегодняшний день художественная самодеятельность остается основной базовой услугой дома культуры. При этом только в сельской местности, где пока еще сильна преемственность поколений и связь с исторической памятью, сохраняются уникальные жанры музыкально-поэтического фольклора, вокально-инструментального, танцевального народного творчества и декоративно-прикладного искусства, традиции календарных и семейно-бытовых праздников и обрядов. Именно на селе проживают истинные носители народной культуры, ее генетический ресурс, творцы и хранители сокровищницы нематериального культурного наследия. Задачу по сохранению традиционного культурного наследия как раз и решают ДК и клубы на селе.
Самодеятельные творческие коллективы, любительские объединения создают основу практически всех клубных мероприятий, которые проводятся в домах культуры.
Конечно, же, любой ДК не обходится без приезда других творческих коллективов, доступны сельчанам и профессиональные концерты. И в этой части мы разрабатываем проект гастрольной деятельности государственных театрально-концертных учреждений, музеев в учреждения культуры муниципальных образований.
В домах культуры Воронежской области мы открываем виртуальные концертные залы, где любой зритель в прямом эфире сможет посмотреть концерты ведущих профессиональных коллективов. Во главе реализации этого проекта стоит Воронежская филармония, которая подбирает репертуар и координирует весь процесс, знает, в какой день какие мероприятия будут проходить. Мы должны заинтересовать людей культурой и создать для этого все условия.
- На ваш взгляд, можно ли вообще заинтересовать людей культурой? И нужно ли это делать?
- Большая часть КДУ готова предлагать новые услуги, что несомненно привлечет людей, которые ранее не интересовались тем или иным направлением деятельности учреждения. Всё большую актуальность приобретают учреждения, как площадки для социальных коммуникаций, где местные сообщества могут обсудить волнующие проблемы. Клубы выполняют функции социализации и личностного развития, что тоже сейчас очень привлекательно для людей.
А самое главное – это просветительская и воспитательная функция клубов. Многие организации предлагают сейчас развлекательный досуг населению, включая торгово-развлекательные центры, для нас же первично содержание – изучение и знакомство с историей и традициями родного края, проведение мероприятий, направленных на культурную и национальную самоидентификацию жителей, развитие творческих умений и навыков. Это тоже является своеобразным механизмом притяжения людей в клубы, включая тех, кто не вовлечен в любительское творчество и социокультурную деятельность.