«Это наша миссия». Как две подруги из Воронежа «спасают» советскую мебель

Виктория Лантюхова / Из личного архива

Студия реставрации советской мебели существует в Воронеже с мая 2019 года. За это время стараниями мастериц Виктории Лантюховой и Светланы Кирьяновой были возвращены к жизни несколько десятков кресел, сервантов, торшеров и журнальных столиков.

   
   

Девушки называют своей главной миссией спасение прожившей не одно десятилетие мебели от неминуемой гибели на свалке. По их словам, каждое старое кресло имеет право на вторую жизнь, а потрепанный советский диван может заново стать любимцем всех членов семьи. О том, как происходит процесс реставрации, - в материале «АиФ-Воронеж».

Учились с нуля

Виктория (на фото слева) и Светлана (на фото справа) открыли свою студию реставрации винтажной мебели. Фото: Из личного архива

Изначально Виктория и Светлана трудились на совершенно далеких от реставрации мебели специальностях. Виктория более восьми лет проработала на телевидении, а Светлана закончила технологическую академию и затем, защитив диссертацию, стала работать начальником отдела биотехнологий в крупной компании и заниматься научной деятельностью.

«Ко мне пришло понимание, что по найму я больше не могу работать, и мне хочется открыть свое собственное дело, чем я поделилась с Викторией, - вспоминает Светлана. - Она мою идею поддержала, и мы стали думать, к чему у нас лежит душа и что нам нравится обеим. Решили - к тому, что связанно с мебелью. Была даже идея изготавливать новую мебель, хотя ни она, ни я в этом ничего не понимали. Виктории нравился винтаж. В итоге мы объединили две идеи, и получилась студия винтажной мебели».

«У нас нет профессионального образования. Мы сняли гараж, привезли первую мебель. Решили, если будет получаться, будем продолжать. Нам было это интересно, в первую очередь, для себя, даже если наша мебель не стала бы продаваться», - объясняет Виктория.

По видеоурокам и советам знакомых столяров и дизайнеров девушки освоили новую для себя профессию. И сейчас получают одобрительные отклики. С мая 2019 года арендованный гараж во дворе бывшей типографии «Коммуна» в Воронеже стал и покрасочной, и распилочной, и сборочной. Студию назвали «Заново».

   
   

В Воронеже раньше подобного бизнеса не существовало. Было сложно понять, нужно ли это городу, насколько здесь это актуально. Пока, как рассказывают девушки, у них нет ощущения, что воронежская публика готова покупать винтажную мебель, но появилось предложение, появился и спрос. Первое время клиентами студии были люди из Москвы и Питера. Ведь в столице Черноземья цены на порядок ниже, чем в столицах.

«Спасаем старые вещи»

Фото: Из личного архива Виктории Лантюховой

«Старую мебель мы находим или покупаем. Есть разнообразные интернет-ресурсы, барахолки, иногда знакомые предлагают вещи в дар. У нас есть миссия - мы спасаем старые вещи, чтобы их никто не выбрасывал. Приятно, когда находишь какое-то креслице, восстанавливаешь, и его кто-то покупает. Мы радуемся, когда вещи обретают новый дом, вместо того, чтобы быть выброшенными. Сейчас нам все чаще приносят свои вещи. Создается ощущение, что появилось много людей, готовых подобрать и сохранить вещь, как котенка или щеночка», - отмечает Виктория.

Часто девушки забирают вещи прямо со свалки. Например, однажды, проходя мимо соседского дома, заметили на мусорке интересное кресло, а двор был огорожен забором. Девушки попали внутрь, когда кто-то из местных жителей открывал калитку, а вот выбраться назад они уже не могли, не зная специального кода. Тогда они попросили рабочих, трудившихся рядом, выпустить их, а те даже не удивились, что девушки заходили на свалку, будто это в порядке вещей.

«Когда к нам попадает, например, старое кресло, первым этапом становится разбор. Деревянные части – отдельно, мягкие – отдельно. С деревянных частей мы снимаем старое покрытие, стараясь добраться до самого основания. Снимаем его вручную, пользуясь циклей (тонкой стальной пластинкой - ред.), затем затираем шероховатости шкуркой. Мы не используем шлейф-машинку, потому что в мебели много полукруглых частей, которые можно просто срезать, - рассказывает Светлана. - Бывает такое, что, добравшись до основания, мы обнаруживаем множество темных пятен – следов от старого лака, тогда все кресло приходится красить в темный цвет. Мы пользуемся маслами, а не лаками, потому что масляное покрытие не дает эффекта глянца и ощущения искусственности. Если провести пальцами по деревянным частям, чувствуется структура дерева и его тепло».

«Когда все детали зачищены, мы собираем предмет заново. Где-то возможна склейка, устранение мелких дефектов, иногда бывает такое, что приходится восстанавливать треснувший или отколовшийся кусочек поверхности. Склеили, собрали, дальше наносим новое покрытие. Что касается мягкой обивки, то основную часть мы не перетягиванием, а чехлы нам шьет специальная команда. Довольно сложно было найти людей, потому что это определенная специфика, довольно сложно сшить чехол. Не с первого раза, но нам удалось найти команду, которая занимается этим 16 лет», - поделилась секретами производства Виктория.

«У советской мебели хорошая эргономика»

Фото: Из личного архива Виктории Лантюховой

Мебель из мастерской покупают в основном люди с доходом выше среднего, но есть и молодежь, готовая копить на покупку. Цены сопоставимы с магазинными. А если принести на реставрацию, например, бабушкин диван бабушки, получится даже дешевле.

«Есть клиенты за 60 лет, которые не любят советский стиль и говорят, что все это им надоело. Есть же, наоборот, фанаты старины», - рассказала Виктория.

«У советской мебели есть одно важное качество – это хорошая эргономика. В таком кресле подобран идеальный уровень подлокотников, и спинка установлена под анатомически правильным углом. Мы общались с женщиной, которая заходила посмотреть кресло-качалку. Она говорила, что когда в него садишься, появляется ощущение, будто сразу лег. С современными креслами иногда присутствует страх, что упадешь», - вспоминает Светлана.

Цели вернуть изделиям советский первозданный вид у девушек нет. Наоборот, им хочется сделать советские вещи современными, чтобы их хотелось поставить в модный интерьер и уйти от ассоциации с бабушкиной квартирой.

«Иногда люди просто не знают, куда деть старую мебель. Не сказать, чтобы мы все хотели бы забрать, - всех не спасти. Но мы готовы принимать старые вещи в дар или покупать кресла, шкафы», - подытожила Виктория.