В 2025 году отмечается юбилей русского писателя и литературоведа Юрия Нагибина. В честь этого события работники Воронежской областной специальной библиотеки для слепых им. В.Г. Короленко рассказали о его творчестве.
Разнообразие творчества
Юрий Нагибин использовал спектр жанров — его творчество содержит и рассказы, и повести, и сценарии для кино и телевидения. Наиболее популярными считаются произведения «Далеко от войны» (18+), «Встань и иди» (18+), «Терпение» (16+). По сценарию Нагибина был сняты такие фильмы, как «Председатель» (12+), «Бабье царство» (12+), «Чайковский» (12+), «Дерсу Узала» (18+), кинотрилогия «Гардемарины» (16+). А в фильме режиссера Светланы Дружининой писатель выступил одним из соавторов.
«Я обязан намного больше отчиму»
Писатель родился в Москве 3 апреля 1920 года. Отца — дворянина — расстреляли в год рождения мальчика за то, что тот испытывал сочувствие «мужикам». Юрий Нагибин стал приемным сыном Марка Левенталя, которого в дальнейшем вспоминал с благодарностью: «Я обязан намного больше отчиму, чем случайно зачавшему меня «другу русских мужиков».
Будущий писатель изначально поступил в Первый Московский медицинский институт, но позже перешел на сценарный факультет во ВГИК. Однако закончить институт не получилось из-за начала Великой Отечественной войны — молодой человек был призван в армию.
Уничтожение противника агитацией
Нагибин был принят в Союз писателей в 1942 году. Он узнал об этом на Волховском фронте, где был инструктором-литератором седьмого политуправления. Он вел радиопередачи на немецком языке, уничтожая противника агитацией. В это время были изданы следующие рассказы: «Человек с фронта» (16+), «Большое сердце» (18+), «Две силы» (18+). Однако данная деятельность прекратилась после того, как Юрий Нагибин получил тяжелую контузию в 1943 году — после травмы он начал работать военным корреспондентом в газете «Труд».
«Очень счастливые писатели»
Период с 1960 по 1970 гг. посвящен рассказам о довоенном периоде жизни писателя. Юрий Нагибин начинает выпускать сборники «Чистые пруды» (18+), «Книга детства» (16+), «Переулки моего детства» (18+). Тогда он отмечал важность и особенность пути писателя:
«Писатели по-разному входят в жизнь людей своего поколения... Иные как-то медленно всачиваются от книги к книге, и читатели сами не знают порой, когда и как данный автор стал им необходим; в иных современники довольно быстро распознают наинужнейшего спутника: мы ещё мало знакомы, но ты наш, из нашего времени, нашей боли, надежд, борьбы, сомнений, упований, мы верим тебе, готовы следовать за тобой на всех своих путях (это очень счастливые писатели!)».